Атомные ледоколы на двоих
«Росатом» и государство могут разделить инвестиции
«Росатом» предложил правительству разделить финансирование двух новых атомных ледоколов ЛК-60. Около 50% из 94 млрд руб. (без НДС и других расходов) может дать госкорпорация из своих или заемных средств, остальное предложено взять из бюджета или ФНБ. Также есть вариант инфраструктурной ипотеки и специнвестконтрактов. По данным “Ъ”, «Росатом» может снизить цену новых ЛК-60, их проект решено не переделывать, как предполагалось ранее.
«Росатом» предложил строить новые атомные ледоколы с привлечением средств ФНБ, инфраструктурной ипотеки, а также по специнвестконтрактам (СПИК, фиксирует налоговые льготы на десять лет под обязательства инвестиций). Такие предложения, по данным «Интерфакса», содержатся в письме главы «Росатома» Алексея Лихачева в правительство. Речь идет о строительстве четвертого и пятого универсальных ледоколов ЛК-60, а также сверхмощного «Лидера» ЛК-120.
Об идее строить еще два ЛК-60 (три уже строит Балтзавод Объединенной судостроительной корпорации, ОСК; 121,4 млрд руб. на них выделил бюджет) “Ъ” писал 6 декабря 2017 года. Новые ледоколы должны быть шире на 5 м для ускоренной проводки танкеров, но, по словам источника “Ъ”, знакомого с проектом, в итоге принято решение продолжить стандартную серию. «При расширении в пределах 5 м скоростные режимы не меняются, чтобы увеличить скорость, нужно 47–48 м, а это уже габариты "Лидера"»,— поясняет он. По его словам, заказ еще на два ледокола также получит Балтзавод. В ОСК “Ъ” сообщили, что продолжение серии на Балтзаводе позволит оптимизировать сроки и стоимость. Источники финансирования — прерогатива заказчика, говорят в ОСК, корпорации интересны стандартные формы финансирования, как, например, предыдущих ледоколов.
Дмитрий Рогозин, тогда вице-премьер РФ, 5 декабря 2017 года
Активно идут обсуждения алгоритма финансирования строительства (атомного ледокола «Лидер».— “Ъ”), в том числе на основе ГЧП. Это долгая и нудная тема
По информации «Интерфакса», стоимость двух ЛК-60 — около 94 млрд руб. без НДС, страхования и других затрат. Их предложено финансировать за счет внебюджетных источников не менее 50%, 49 млрд руб., еще 45 млрд руб. в 2019–2022 годах из ФНБ или из бюджета. Решение по строительству «Лидера» еще не принято, 21 мая Алексей Лихачев сообщил, что «Росатом» до конца года попросит правительство принять решение о начале контрактации, определении сроков и верфи. Ранее сообщалось, что стоимость «Лидера» — 70–90 млрд руб. По данным «Интерфакса», четвертый ЛК-60 должны начать строить в 2019 году, ввод ледоколов планируется в 2025 и 2026 годах. «Лидер» должен быть заложен не позднее 2020 года.
«Росатом» также предлагал использовать для ледоколов инфраструктурную ипотеку (долгосрочные гособлигации под конкретный проект). В апреле источник «Интерфакса» в правительстве рассказывал, что это рассматривала рабочая группа по вопросам финансирования строительства ледоколов. Также может применяться СПИК в качестве дополнительной меры снижения рисков проекта.
В «Росатоме» отказались от комментариев. Источник “Ъ” в госкорпорации поясняет, что идет работа с ведомствами и организациями «по выходу на единую цену», что и определит потребность в средствах. По словам собеседника “Ъ”, предложение — не более 50% из бюджета или ФНБ и не менее 50% от госкорпорации, но говорить о пропорциях средств «Росатома» и банков пока рано. Источник “Ъ” уточнил, что СПИК был предложен Минфином как альтернатива обеспечения со стороны верфи по срокам и стоимости проекта. Это возможно при существенной доработке СПИКов, полагает он, так как сейчас механизм больше направлен на обеспечение возвратности средств, а не на обеспечение параметров проекта. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что вопрос финансирования ледоколов прорабатывался с министерством, наиболее оптимальной схемой будет та, которая устроит заказчика судов и исполнителя.
Глава «Атомфлота» (входит в «Росатом», управляет атомными ледоколами) Вячеслав Рукша заявил “Ъ”, что темп развития ледокольного флота должен быть синхронизирован с движением по проекту НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». «Ямал СПГ» (первый СПГ-завод компании) выйдет на проектную мощность с годовым опережением, обеспечение грузопотока по следующему проекту должно быть проработано в ближайшее время, считает топ-менеджер. Решение по четвертому и пятому ЛК-60 должно быть увязано и со строительством перегрузочного СПГ-терминала на Камчатке мощностью до 20 млн тонн, заключил господин Рукша.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский говорит, что с учетом высокой потребности в финансировании таких масштабных проектов в сфере ГЧП как атомные ледоколы, применение инфраструктурной ипотеки или СПИКов в случае с ледоколами может оказаться единственным способом закрыть не покрытые бюджетом затраты. Уже на 2019 год непокрытая потребность в инфраструктурных инвестициях оценивается в 1,6 трлн руб., следовательно, все приоритетные проекты в разных областях будут испытывать недофинансированность, рассуждает господин Жарский. Впрочем, он замечает, что пока нет четкого представления о рабочей схеме таких механизмов, гарантий регулярной отдачи для инвестора. Кроме того, пока в стране не созданы специальные инвестиционные институты, которые бы добавляли надежности этим инструментам, например, не хватает инвестфондов акционерного и долгового финансирования таких проектов, заключает Илья Жарский.
Ледоколы заплутали в тумане
Для реализации Севморпути потребуется новый флот как транспортных судов, так и мощных атомных ледоколов. Но перспективы их строительства остаются туманными. Частные инвесторы крупных ледокольных проектов сторонятся, в бюджете на них денег пока не предусмотрено. Более того, до сих пор неясно, а нужны ли эти проекты на обозримом этапе развития российской Арктики.