Учебники просят обновления

Какие претензии есть к материалам у издательств, учителей и родителей

В школах уже более четырех лет не обновляются учебники. Авторы школьных пособий написали открытое письмо Владимиру Путину с просьбой провести проверку в Минобрнауки. Практически 70 человек подписались под обращением, которое опубликовано на сайте ассоциации издательств «Российский учебник». Эксперты считают, что ведомство необоснованно затягивает выпуск новых материалов. В частности, учебники истории не корректировались с 2012 года, отмечают авторы письма.

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

Директор ассоциации «Русский учебник» Борис Кузнецов сообщил «Коммерсантъ FM», что Минобрнауки уже проводило экспертизу новых материалов. Но все они не были одобрены, причем без объяснений: «Уже с 2014 года, то есть фактически четыре года, перечень не обновлялся. С тех пор обновлялись программы, принимались новые стандарты, принимались концепции. Учебники новые издательствами готовились, уже два раза представлялись Министерством для включения в федеральный перечень, но этого не случалось. После того, как уже были проведены экспертизы для включения в федеральный перечень, все учебники были направлены на так называемую дополнительную экспертизу. По мнению авторов и издательств, она была проведена, мягко говоря, некачественно. Непонятно вообще, что там исследовалось, потому что по положению о формировании федерального перечня дополнительные экспертизы проводятся в случае, если к представленному на экспертизу учебнику возникают какие-то вопросы. Никакие вопросы обнародованы не были».

В Министерстве просвещения, которое в новом правительстве курирует школы, заявили, что федеральный перечень учебников дополняется новыми пособиями. Эти материалы отдельно получают одобрение научно-экспертного совета ведомства. Учебники совершенно не обязательно постоянно обновлять, считает директор школы №548 в «Царицыно» Ефим Рачевский. По его мнению, федеральный учебник давно перестал быть единственным источником знаний: «И слава богу, что не менялся федеральный перечень с 2014 года. Учебники — не ежедневная газета и даже не еженедельный журнал. Федеральный государственный образовательный стандарт, который действует сейчас, даже еще не дошел до старшей школы, следовательно, дайте возможность отработать ту линейку учебников, а потом уже что-то менять. Учебник давно перестал быть единственным и главным источником информации, он таковым является только для плохого учителя. Плохих учителей становится меньше».

В начале мая Российская академия образования сообщала о другой масштабной проблеме со школьными учебниками. Речь шла о большом количестве фактических ошибок и нарушений закона. В частности, как отмечали эксперты Академии, в федеральных материалах зачастую используются неправильные термины, пропагандируется курение, а в учебниках по ИЗО слишком много обнаженной натуры. Фактическими ошибками и неточностью в терминологии недовольны и родители, сообщила председатель центрального совета всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец: «Качество учебников оставляет желать лучшего не только в плане несоответствия актуальному законодательству, но и вообще в плане подхода к учебному процессу. Например, если мы говорим о математике, то учебники очень часто содержат либо совсем глупые задачи, либо задачи, которые имеют какие-то даже неэтичные компоненты, какие-то намеки на „гомосексуализм“. Что же касается истории — есть много жалоб от родителей на несоответствие исторической правде. Конечно, многие родители недовольны какими-то основными векторами разделов. Как, например, сейчас Великая Отечественная война называется Второй мировой войной, во многих учебниках такое словосочетание не используется совсем. Чисто по причинам материальности всего земного, бренности учебники за такой длительный срок в принципе приходят уже в негодность».

По итогам апрельской экспертизы, проведенной Российской академией образования, порядка трети всех российских учебников получили отрицательную оценку — 336 книг из 1117.

Александра Козлова

Вся лента