Бюджетный маневр на дороге
Мониторинг инфраструктуры
ЦСР опубликовал доклад «Интегрированная транспортная система», предлагающий комплексное решение технологических, инвестиционных и регуляторных проблем транспортной отрасли РФ. По оценке Всемирного экономического форума, страна занимает 64-е место из 144-го по качеству транспортной инфраструктуры и 123-е по качеству дорог. Серые перевозки могут достигать 70% пассажиропотока, а государство годами откладывает крупные проекты (как проект ВСМ «Москва—Казань»), констатируют в ЦСР. Авторы признают, что все это ограничивает рост экономики, оценивая эффект от предложенной трансформации в процентный пункт ВВП в год. Предложения ЦСР включают «масштабные преобразования опорного транспортного каркаса» (федеральных трасс, в том числе перевод в федеральную собственность основных региональных), развитие региональной и местной авиации, цифровизацию и развитие общественного транспорта (с переходом от концепции пригородного и междугородного к обслуживанию городских агломераций). Описание идей центра занимает 200 страниц и включает, в том числе, создание к 2030 году грузопассажирской ВСМ «Евразия», связывающей сети ЕС и КНР для «трехдневного срока доставки грузов электронной торговли между Пекином и Берлином».
Финансировать все это ЦСР предлагает за счет бюджетного маневра с ростом трат на транспорт с 2,2 до 3% ВВП к 2024 году — 6,2 трлн руб. допрасходов. Сроки проекта оцениваются в 10–15 лет, предложено и несколько механизмов привлечения в отрасль частных денег. Традиционные ГЧП (их доля во всем мире составляет 10–15% и не растет) ЦСР предлагает сохранить в окупаемых проектах (как порты, через которые вывозится сырье). Для проектов же, польза от которых велика, но затраты не окупаются, в центре одобряют предложенные Минэкономики идеи «инфраструктурной ипотеки» и фонда развития инфраструктуры (привлекает средства с финрынка в гарантированные государством инструменты). По оценке авторов доклада, они позволили бы до 2024 года привлечь до 2 трлн руб. — треть всех необходимых средств. Среди других нужд рынка в ЦСР отмечают включение облигаций крупнейших ГЧП-проектов в ломбардный список ЦБ для доступа к длинным деньгам, защиту инвесторов и кредиторов и расширение функционала проектного финансирования — инструментарий, нужный вне зависимости от того, будет ли поддержан сам транспортный мегапроект центра.