Путешествие в мир знаний
В Павловской гимназии взяли на вооружение образовательные технологии XXI века. Взамен получили творческую свободу педагогов и учеников, доверительные отношения между взрослыми и детьми и высокие результаты обучения
Между Новорижским шоссе и Павловской слободой, рядом с Сергиевской церковью расположилась Павловская гимназия. На площади в 10 га — несколько корпусов, стадион, большой внутренний двор, яблоневая роща, оранжерея, детский сад. Во дворе гуляют дошколята, а в самой школе тихо: идут уроки. Двери открыты, видно все, что происходит в классах. В кабинете математики учительница и несколько ребят что-то негромко обсуждают. В другом кабинете, физики, детей больше и тоже идет обсуждение. В Павловской гимназии учатся и в конце мая, и даже в июне. Потому что учебный год здесь состоит не из традиционных четырех четвертей, а из пяти равных по времени модулей, с равными каникулами.
В гимназии вообще многое сделано без оглядки на обычную школу. Здесь практически отказались от традиционной классно-урочной системы. Нет, вроде бы все ее внешние признаки соблюдаются — расписание, звонки, перемены… Но нет жесткой схемы урока: проверка домашнего задания — объяснение нового материала — закрепление пройденного у доски. Учебный день в гимназии не складывается из отдельных уроков (четыре математики в неделю, две физики и т.д.), а течет единым потоком. Дети и учителя плывут по нему в одной лодке. Современные образовательные технологии позволяют вовлечь детей в процесс познания мира, увлекательное освоение нового.
Директор Павловской гимназии Ольга Рагожина так говорит о сути новаторского подхода к процессу обучения и роли в нем педагога: «Учитель сегодня не может быть просто ретранслятором знаний, ведь любой человек в течение нескольких секунд получит в интернете ответ на любой вопрос самостоятельно. Наш педагог прежде всего сценарист и режиссер образовательных событий в жизни ребенка. Он формирует образовательный запрос каждого ученика, создает ситуации проживания и усвоения нового опыта, который приобретается личными пробами и ошибками, через каждодневное решение проблемы выбора, через рефлексию и экспертизу собственного опыта. У нас и уроки, и внеклассные мероприятия, и занятия в кружках и на факультативах — все работает на поддержание активной познавательной позиции ребенка».
Экскурсия по гимназии продолжается. В высоком атриуме корпуса основной и старшей школы за столом с компьютером и горой книг сидит ученица, работает самостоятельно. Вот огромный кабинет химии — анфилада из четырех больших комнат, аудитории и лаборатории. По следам на столах видно, что здесь ставят опыты с реактивами. Сейчас в кабинете только одна девочка. Лаборант предупреждает: не мешайте, она решает пробный ЕГЭ по химии. Группа старших ребят пересекает двор, направляясь в сторону административного корпуса, они идут в информационный центр — это внушительных размеров библиотека на 30 тысяч книг и десятки компьютеров. Здесь постоянно кипит работа: кто-то готовит доклад, кто-то берет интервью у педагога для видеоблога, здесь же проходят занятия по программированию.
Научить выбирать
Елена Васюкова, заместитель директора по основной и старшей школе, считает, что главное в обучении детей — развитие: «Это ведущее направление современного образования. Да, необходимо, чтобы ребенок в процессе обучения овладел полным набором академических знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Но этого недостаточно. Потому что освоение знаний должно сопровождаться личностным опытом ребенка, знания должны входить в его жизнь, становиться ее частью. У всех наших учителей есть такая целевая установка и она шире и богаче, чем просто дать набор знаний. И если мы так учим и воспитываем детей, если мы учим их постоянно делать выбор, то в старшей школе мы совершенно естественно подходим к индивидуальным программам обучения».
В 10-м классе ученики Павловской гимназии уже выбирают будущую профессию и вуз. Для каждого старшеклассника по согласованию с его родителями составляется индивидуальный учебный план. График учебы и расписание занятий гимназисты тоже выбирают себе сами. Могут посещать предметы по выбору с классом, заниматься самостоятельно или обращаться к педагогам за консультациями. Ребята ходят на факультативы, если считают, что это необходимо для поступления.
Программа под названием «PRO-Университет» помогает гимназистам научиться осознанно выбирать. Нужно пройти через пять ступеней-модулей: профессиональное самоопределение, построение персонального образовательного маршрута, выбор вуза, сдача экзаменов, поступление в вуз. Каждый модуль включает в себя личностные тренинги, экскурсии на предприятия, лекции ведущих ученых, встречи с преподавателями вузов и лидерами отраслей. Старшеклассников обучают командной работе, креативному мышлению, проектному подходу, коммуникативным навыкам, тайм-менеджменту, ораторскому искусству, лидерским качествам. Обычно тренинг — это деловая игра, которая проходит по особому сценарию. Гимназисты работают над реальными бизнес-проектами, придумывают подходы к организации мероприятий, ставят театральные постановки и даже строят города. На тренингах приходится решать задачи, с которыми нынешние гимназисты вновь столкнутся уже через несколько лет, когда станут студентами и молодыми специалистами.
Павловская гимназия открылась в 2009 году, и уже на следующий год было принято решение о старте стипендиальной программы обучения в старших классах. Оплату за обучение способных и мотивированных ребят гимназия полностью берет на себя. Так здесь решают две задачи: с одной стороны, создают ситуацию здоровой состязательности, а с другой — предоставляют возможность бесплатного всестороннего развития талантливым детям. Они составляют примерно треть гимназистов 8–11-х классов. Выпускники прошлых лет отлично сдавали ЕГЭ и поступали в престижные вузы.
К знаниям через творчество
Творческий подход — визитная карточка гимназии. Без творчества не обходится ни один урок.
На уроке словесности, к примеру, ребята знакомятся с «Мертвыми душами» Гоголя. Но простого анализа текста мало, учитель предлагает выполнить на выбор несколько творческих проектов. Одна гимназистка сделала карманного формата книжку с иллюстрациями к «Мертвым душам». Нарисовала акварелью, отсканировала рисунки и напечатала их на особой «старинной» бумаге. Живописные гоголевские образы на этих иллюстрациях переданы с удивительной тонкостью. Помните невероятные кулинарные пассажи из поэмы? «Кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра». И вот уже ребята пробуют в школьной столовой кулебяку, собственноручно приготовленную одним из гимназистов. А еще они планируют создать интернет-сайт со всеми кулинарными рецептами из «Мертвых душ».
Вот еще один пример творческого подхода к процессу обучения. В информационном центре гимназии на столе разложены небольшие книжки с детскими стихами. Ну нельзя же дать детям домашнее задание — сочинить стихотворение. За что потом ставить оценку, за вдохновение? Стихи детские, но не из-за недостатка выразительных средств или нечеткости рифм, а по целостному и яркому восприятию и отражению мира. Педагоги говорят, что стихи сочиняют очень многие дети. Но есть ребята, которые пишут в стол, стесняются прочитать вслух или опубликовать под своим именем. Для них в школьном сборнике «Я придумал книгу» создали специальную рубрику «Анонимный автор». Ведь главное в этом проекте — не признание и слава, а внутренняя работа, поиски гармонии и смысла, возможность поделиться своими мыслями и чувствами.
На математике проходит урок финансовой грамотности. Перед старшеклассниками выступают гимназисты 6-го класса, рассказывают об инструментах управления финансами, вспоминают формулу расчета сложного процента, чтобы выяснить, какой из российских банков предлагает самые выгодные условия по вкладам. Ребята помладше сначала составляют бюджет семьи, знакомятся с экономическими понятиями, а потом участвуют в образовательном квесте, перемещаются по станциям и выполняют задания на русском и английском языках.
Свобода — это ответственность
Большая свобода предполагает большую ответственность. В Павловской гимназии есть свои строгие нормы и правила. Вот что говорит по этому поводу директор Ольга Рагожина: «В престижных западных частных школах, существующих несколько столетий, чем выше статус, тем строже правила. Причем правила основаны на взаимном уважении друг к другу учителей и учеников. У нас тоже есть свой кодекс, о котором мы договорились, и мы все его соблюдаем. Дисциплина — не самоцель, а необходимое условие самоорганизации детей и взрослых, причем и родителей, и педагогов. У нас принята школьная форма — все должны ее придерживаться. Нельзя опаздывать на уроки по неуважительным причинам — пробки на дороге, проспал, задержался, нельзя, и все. Потому что, входя в класс после звонка, ты мешаешь работе других. Правила едины для всех».
Хотя порой приходится больше работать с родителями, чем с учениками, рассказывает директор. Некоторые частные школы работают по схеме бизнеса «клиент всегда прав», но при таком подходе часто возникают трудности с адекватной оценкой знаний, ученики перестают посещать занятия, а преподаватели превращаются в поставщика услуги. «Мы сразу говорим о нашей позиции родителям: правила едины для всех, у нас нет избранных. И еще очень важный момент: если вы приняли решение об обучении в нашей школе, значит, вы нам доверяете, а мы, в свою очередь, уверены в профессионализме нашей педагогической команды»,— подчеркивает Ольга Рагожина.
Образовательные технологии на выбор
Современных образовательных методик десятки, но в обычных муниципальных школах учителя чаще всего работают по единой технологии. Например, по популярным Занкову — Давыдову. К Павловской гимназии это не относится, технологий здесь используется десятка два, а то и больше. Это не означает, что каждый учитель волен сам выбирать методику преподавания, используют ту, которая больше всего подходит для определенной темы, для конкретного класса. На экскурсии детей возят все школы, а здесь решили, к примеру, что экскурсия должна стать чем-то вроде научной экспедиции с четко поставленной задачей, с распределением заданий между командами, с последующей презентацией. За это педагоги ставят оценки.
Проектный метод? Пожалуйста. Его начинают использовать еще в детском саду, а в старших классах он применяется практически ко всем предметам. В том числе, например, к преподаванию мировой художественной культуры. Весь учебный год шестиклассники изучали культуру Древней Греции, разделились на команды, и каждая выполняла свой проект. Кто-то изучал и рисовал дерево греческих богов. Кто-то делал и разрисовывал керамические вазы и амфоры. Кто-то придумывал увлекательную игру, которая помогала освоить пройденный материал. Потом все вместе придумывали сценарий театрализованной презентации о греческих богах, героях и чудовищах.
Интегрированный подход? Легко. Учитель математики договаривается с учителем химии. На математике дети изучают проценты, на химии — растворы. Но не каждый ребенок в обычной школе сразу сообразит, что в химии и в математике используется общий метод вычисления.
Смешанное обучение, контекстное обучение, безотметочное обучение, накопительная оценка, самоорганизация учеников, проблемное обучение, сторителлинг — любая технология на выбор. Методика — это не цель, а средство образования детей. Точно так же, как академические знания не цель, а средство развития ребенка. Об этом сами учителя Павловской гимназии рассказывают на ежегодных конференциях «Образование завтра», куда приглашают и педагогов из других школ.
Бывает, что дети не справляются с учебной программой? Конечно. Все дети разные, у каждого свой темп восприятия и обучения. И в Павловской гимназии понимают, что это совершенно нормально. Главное, считают учителя,— не упустить момент, когда надо позаниматься с ребенком дополнительно, еще раз объяснить, если он чего-то не понял. Особое внимание уделяют ученикам 6–7-х классов, когда подростки попадают в так называемые демотивационные ямы. Но в Павловской гимназии нет неспособных детей. Кого-то из них приходится долго вовлекать в процесс осознанного обучения, и в конце концов это удается со всеми. Здесь все ученики успешные и здесь настоящая мода на хорошую учебу.
Ольга Рагожина: «Выбор педагогических технологий идет не от учителя, а от детей и их потребностей. Но для этого учитель должен много времени проводить с детьми, фактически жить их жизнью. Наши педагоги всегда рядом с учениками, знают, что их волнует, чем они интересуются. Да, у нас численное соотношение педагогов и детей лучше, чем в муниципальных школах, и в этом одно из главных преимуществ частной школы. Потому что каждый ребенок должен найти себе взрослого, которому он доверяет, будь это учитель-предметник, воспитатель, психолог, тьютор или педагог дополнительного образования. На этом должна строиться современная школа».
Задавайте вопросы
Раньше все дети были «почемучками», потому что бесконечно задавали вопросы. Современные дети кажутся всезнайками и, если пристают к взрослым с вопросами, то часто слышат отговорку — мне некогда. Кое-где есть и учителя, которые могут упрекнуть: надо было на уроке слушать. В Павловской гимназии детские вопросы приветствуют и считают, что, если ученики не задают вопросы, значит, они не задумываются над тем, чему их учат. Критическому мышлению, умению задавать вопросы и сомневаться в услышанном учит технология, которая называется «перевернутый класс».
Если учитель работает в рамках традиционной классно-урочной системы, то он просто не имеет права чего-то не знать. Так учили в педвузах. Елена Васюкова, учитель химии и замдиректора по основной и старшей школе, рассказывает: «Изучали мы с восьмиклассниками железо, и разговор зашел об антикоррозийных покрытиях. Вдруг один из учеников говорит: "Ребята, а когда люди вообще задумались, что надо железные конструкции защищать? И кто придумал, как их защищать?" Есть общеизвестные факты, например, что железо люди начали использовать в IV веке до нашей эры. Но тогда не знали об антикоррозийных покрытиях. И в самом деле, когда их придумали? Многие учителя привыкли, что они носители знаний, и, бывает, боятся сказать даже самим себе, что чего-то не знают. А это не так. Поэтому я сказала ребятам: интересно, когда это произошло, давайте вместе разберемся, открывайте поисковик! Это сразу меняет отношение учителя и ученика: мы вместе узнаем новое».
Директор Ольга Рагожина коллегу полностью поддерживает: «Мы стремимся к сотрудничеству учителя и ребенка, к совместному поиску истины, когда педагог не боится признать, что он может не знать ответа на какой-то вопрос, или предлагает найти новый вариант решения проблемы. Это делает общение взрослых и детей искренним и живым».
Учителя Павловской гимназии часто используют технологию «перевернутый класс». Учитель не «рассказывает тему» как обычно, а дает детям задание самостоятельно изучить новый материал. Иногда рекомендует, где взять информацию, дает ссылки в интернете. Затем на уроке дети вместе с учителем отвечают на вопросы, которые появились во время самостоятельного изучения материала, решают задачи, обсуждают проблемы и выполняют практические задания. Все это происходит под руководством учителя, но только роль у него теперь другая — модератора, режиссера познавательной деятельности детей.
Без перегрузок
В обычной школе каждый учитель стремится к тому, чтобы ученики как можно больше занимались именно его предметом. Когда же дело доходит до ОГЭ или ЕГЭ, педагоги и вовсе заваливают детей заданиями. В Павловской гимназии эту проблему решают иначе. От домашних заданий здесь, конечно же, не отказываются, но предлагают и другие способы закрепления учебного материала.
Елена Васюкова: «Мы понимаем, что домашнее задание не решит проблему незнания. Ведь учитель не может видеть, пользуется ли ребенок, например, подсказками и готовыми ответами. Домашнее задание — это лишь один из способов освоить пройденный материал и закрепить навык решения задачи. Мы считаем, что принцип выполнения домашнего задания не должен становиться для детей элементом каждодневного прессинга. Кто сказал, что ребенок обязательно должен решить, к примеру, четыре задачи? А может, кому-то можно ограничиться двумя? Ведь главное, чтобы ребенок дома актуализировал материал и подготовился к следующему уроку. Кому-то не нужны домашние задания вообще, если у него одни пятерки по предмету. Мы на педагогической ассамблее эту проблему обсуждали и решили, что будем применять гибкий подход».
Поэтому домашние задания в гимназии бывают самые разнообразные. Дети составляют графические модели, описывающие алгоритмы или процессы, придумывают карты мыслей, делают графические записи в виде диаграмм и многое другое, что позволяет учителю оценить, как гимназист усвоил учебный материал. Практикуются и долгосрочные домашние задания, рассчитанные на две недели и даже на месяц. Но проблему загруженности детей в процессе обучения в Павловской гимназии решают просто: никаких перегрузок! Учеба должна быть по силам юному человеку и должна соответствовать его познавательным потребностям.
Путь к успеху
В Павловской гимназии особое отношение к подготовке праздников, а их в гимназии ежегодно проходит больше двух десятков. Здесь даже линейки по поводу начала и окончания учебного модуля проходят с элементами шоу и веселыми скетчами. Каждый праздник традиционно открывается театрализованным представлением. С музыкой, танцевальными номерами, сценами из постановок. Музыка, хореография, театр, живопись — это сферы дополнительного образования в гимназии, но они существуют не на периферии школьной жизни, а встроены в нее. В подготовке праздников участвуют не только педагоги дополнительного образования, а едва ли не весь учительский коллектив. Да еще в гимназию часто приезжают гости — профессиональные актеры, писатели, режиссеры, которые проводят мастер-классы, делятся с ребятами своим опытом.
Главное событие Павловской гимназии — «Фестиваль успеха», который традиционно проводится в гимназии в конце учебного года. Его цель — убедить каждого ребенка в том, что он может найти призвание в любой сфере человеческой деятельности: музыке, спорте, творчестве, предметных областях, проектной деятельности или общественной жизни. «Фестиваль успеха» — тоже театрализованное представление, по сложности и качеству постановки сродни международному кинофестивалю, но только локального значения. Когда спрашиваешь педагогов, как вы все это успеваете, они лишь скромно пожимают плечами: «В нашей гимназии 160 педагогов, 460 ребят, родители помогают. Все вместе и успеваем».
Но праздники и фестивали — это не просто развлечение и не дань моде, а важная часть образовательного процесса. Все его формы в Павловской гимназии смогли объединить в общем движении к главному — к формированию потребности непрерывного развития, умению задавать вопросы и сомневаться, быть автором собственной жизни. Это путь к успеху, по которому идут вместе дети, учителя и родители. Это и есть увлекательное путешествие в мир знаний.
Как мы создавали школу
Идея создания Павловской гимназии появилась, когда я руководил девелоперской компанией «ОПИН», входящей в группу «Интеррос». Это было около 12 лет назад. Мы с партнерами из «Интерроса» проектировали коттеджный поселок на Новорижском шоссе. Этот район очень проигрывал другим по инфраструктуре: в округе не было качественных школ, кинотеатров, кафе, магазинов. Сейчас, конечно, все это есть. Тогда многие компании строили коттеджные поселки, но строить школы не торопились.
Готовясь к строительству школы, я изучил всевозможную литературу по архитектуре и истории образования. Специально заказывал зарубежные книги. Меня интересовало, как школьная система менялась на разных этапах развития человечества и как это отражалось на строительстве. Ведь здания строятся на 100 лет, а образовательная программа устаревает сейчас каждые 10 лет. Поэтому мы специально придумали своеобразную гибкую модель, предусматривающую возможность переустройства внутреннего интерьера. Мы возводили не просто здание школы, а строили большой и удобный образовательный комплекс с прекрасной инфраструктурой и современным техническим оснащением.
В жизни так часто бывает, что можешь что-то реализовать, когда полностью готов к этому. Вот и у меня совпало: бизнес привел к тому, что появилась возможность воплотить идеальную в моем понимании модель школы. А толчком послужил мой опыт. Я воспитан советской системой образования, считаю, что она была одной из лучших в мире. В то же время, когда жил и работал в США, видел их лучшие частные школы и очень приличные публичные учебные заведения. У меня была возможность сравнить две системы. Когда в 1998 году вернулся с детьми на родину, то столкнулся с развалом системы образования: в школах царила полная запущенность, отсутствие дисциплины. Ни одно из тогдашних учебных заведений даже отдаленно не походило на ту идеальную модель, которая мне представлялась. Состояние школы отражало общую ситуацию развала системы. Было больно смотреть, как рушится все то, чем был силен Советский Союз,— тяжелое машиностроение, ракетостроение… Прекратились изыскания в области фундаментальных наук. Именно тогда пришло понимание, что настало время моего сущностного выбора, как жить дальше. Пришло и осознание, что изменить что-либо в окружающем мире можем только мы сами. Думаю, что это относится и к воспитанию детей. Я исхожу из того, что мы не временщики на этой земле. И моя миссия, как бы пафосно это ни звучало,— возрождение страны через образование и воспитание. Я хочу жить на родине, здесь воспитывать своих детей, чтобы мои дети и внуки и внуки внуков жили здесь.
Я уверен, что социализация ребенка должна проходить в родной стране, рядом с родителями. А у нас ведь как происходит — отправили ребенка за границу учиться и думают, что выполнили свой долг. А когда ребенок возвращается домой, то между ним и его родителями — огромная пропасть. Я уже не говорю о том, что за границей он усвоил другие ценности, иногда чуждые тем, что приняты у нас. А ведь мы говорим о воспитании полноценных граждан России.
Задача нашей гимназии — растить и воспитывать будущую элиту страны, патриотов своего Отечества, знающих и понимающих историю нашей родины, разделяющих ее духовные ценности, имеющих правильные социальные ориентиры. Принадлежность к элите должна быть обусловлена отличным образованием, высоким социокультурным уровнем, принятием морально-этических ценностей и, безусловно, ответственностью за себя, за общество, за страну.
Я считаю, что решаю задачу государственного масштаба — воспитание будущей российской элиты, детей сегодняшнего политического и экономического истеблишмента, которые будут управлять Россией уже через 5–10 лет. И будущую элиту мы воспитываем на российской почве, чтобы дети впитывали лучшие российские традиции и духовные ценности.
Эти идеи и легли в основу идеологии Павловской гимназии, ее миссии и ценностей, и мы им строго следуем.
Обучение с увлечением
Сегодня в распоряжении учителя — огромный выбор педагогических приемов, техник и технологий, помогающих пробудить активность ребенка, заинтересовать, увлечь его познанием. Многие из новых методов основаны на использовании информационных технологий. В методическом арсенале педагогов Павловской гимназии мы насчитали их более 20. Вот далеко не полный перечень подходов, которые применяют учителя на своих уроках
Интегрированный подход — способ установления связей между разными учебными предметами или компонентами содержания одного предмета для формирования у детей целостного представления о мире.
Проектный метод — способ обучения, известный с начала ХХ века. Предполагает решение какой-то проблемы с использованием интегрированных знаний и умений из разных областей науки, техники, технологии. Ориентирован на самостоятельную творческую работу учеников — индивидуально, по парам или в группе.
Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Безотметочное обучение — технология, разработанная советским педагогом Шалвой Амонашвили. Он предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержку. При этом ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради получения знаний.
Перевернутый урок (или класс) — модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проводит практическое закрепление материала. При этом учитель рассылает ученикам звуковые или видеофайлы, которые можно скачивать на стационарные или мобильные устройства.
Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) — образовательный метод, в котором учитель создает видеофайл (водкаст) со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме урока еще до занятия, на котором она будет рассмотрена.
Образовательное путешествие — способ организации процесса обучения, позволяющий школьникам организовать взаимодействие между собой. Все участники путешествия становятся одной экспедиционной командой, в путешествие отправляются те, кто ищет ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его со всеми участниками.
Квест — специальным образом организованная игра, вид исследовательской деятельности учеников, в которой осуществляется поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий также поиск этих адресов, или людей, или различных объектов.
Накопительная оценка («портфель достижений») — это собрание (коллекция) работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы (зафиксирована в новом ФГОС для начальной школы).
Самоорганизация учеников — воспитание способности ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации.
Сторителлинг — педагогическая техника, выстроенная на применении историй с конкретной структурой и интересным героем и направленная на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Нередко реализуется через аудиофайлы, особенно для подростков, воспринимающих звуковой мир через наушники.