Лоты берут свое
Традиционная выставка Sotheby’s в Москве
К топ-лотам русских торгов Sotheby’s, которые пройдут в Лондоне 5 июня, до конца сегодняшнего дня можно прицениться на выставке во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры. Рассказывает Игорь Гребельников.
Привезенные в Москву на два дня картины Марк Полтимор, председатель совета директоров российского подразделения Sotheby’s, представлял, стоя между двумя лотами, явно призванными изменить мнение о привычном ассортименте русских торгов. С одной стороны — редкая фигуративная акварель Малевича «Тайна искушения» (£250–350 тыс.), написанная открывателем супрематизма еще в 1908 году, в период увлечения символизмом и выставками «Голубой розы». Вещь тем более ценная, что на ее обороте — карандашный портрет художника Ивана Клюна. У лота безупречный провенанс: работа была в коллекции Николая Харджиева, в 1981 году ее вывез на Запад общавшийся с ним поэт и диссидент Вадим Косовой, с тех пор она сменила нескольких владельцев, отметившись на торгах Sotheby’s и Christie’s, так что, надо полагать, уйдет с явным превышением эстимейта. Вообще, лорд Полтимор охарактеризовал рынок русского искусства как «крепкий, бодрый, где цены на хорошие работы идут вверх» и напомнил статистику последних ноябрьских торгов с общей выручкой более £10 млн.
Другой хит нынешнего показа — живописное полотно Павла Челищева «Эксцельсиор» (те же £250–350 тыс.), написанное будто не в 1934 году, а сегодня, по фото из Instagram юного пользователя, украсившего свой портрет с друзьями «гифками» в виде бабочек. Этот томный опус с четырьмя сомнамбулическими фигурами юношей (работа украшает и обложку каталога торгов) — дань страсти художника к 21-летнему американскому поэту и фотографу Чарльзу Генри Форду, тоже увлеченному сюрреализмом. Как и другое полотно Челищева, «Ожерелье из роз» (1931, £60–80 тыс.), «Эксцельсиор» происходит из коллекции музыкального продюсера Сеймура Стайна, в разные годы работавшего с такими рок- и поп-музыкантами, как The Ramones, Мадонна, Depeche Mode, The Smiths. Всего на торгах будет представлено 17 работ Челищева (в ценовом диапазоне от £1 тыс. за небольшой эскиз), ставшего в последнее время одним из фаворитов русских торгов: в 2016 году его «Концерт» ушел на Christie’s за рекордные £1,4 млн.
К редким на торгах экспонатам можно отнести эффектную гуашь Веры Ермолаевой «Эскиз супрематического оформления здания», написанный в Витебске в 1920 году (£30–50 тыс.). Художница одной из первых присягнула супрематическому учению Малевича и стала его ближайшей сподвижницей по УНОВИСу: выставленная работа, на которой разноцветные геометрические фигуры хаотично разлетаются по изображению классического фасада,— яркий пример того, насколько Ермолаева оказалась конгениальна своему учителю.
Поклонники творчества Константина Коровина оценят его «Дом в Гурзуфе. Интерьер в свете свечей» (1913, £150–200 тыс.): картина более века не выставлялась на публике. Айвазовский (которого, по словам старшего специалиста по русскому искусству Франсес Асквит, очень любят молодые коллекционеры) будет представлен на торгах сразу семью полотнами. В Москву привезли его «Часовню на берегу в лунную ночь» (1851, £180–250 тыс.) — небольшой пейзаж хранился в одной норвежской семье, которой перешел по наследству.
Из неожиданных участников показа — большеформатный суровый пейзаж титулованного советского академика Владимира Стожарова «Село Большая Пысса», написанный в 1964 году в Сибири (оценен в солидные £150–200 тыс.). Наряду с еще 29 работами советских живописцев 1950–1970-х годов эта картина происходит из коллекции бывшего почетного консула США в России Реймонда Джонсона и его жены Сьюзан, уроженцев Миннеаполиса, где они даже основали Музей русского искусства, которое там представлено в диапазоне от матрешек до андерграунда. Узнает ли оттепельный соцреализм себе новую цену, станет известно уже 5 июня.