Определяющие детали
Марина Прохорова о коллекции Chanel Paris-Hamburg 2017/18 Metiers d’art
Премьера деми-кутюрной межсезонной коллекции дома Chanel прошла в Гамбурге, то есть в городе, которому эта коллекция посвящена, а полноценный показ 31 мая в Москве — не только подарок московским клиенткам, но и своего рода оммаж связям Габриэль Шанель с Россией, ее увлеченностью русской культурой. И еще — знак признательности великой княгине Марии Павловне, в начале 1920-х возглавлявшей вышивальную мастерскую Chanel
То, что Мария Павловна Романова работала вышивальщицей для Chanel, даже если помнить о романе ее брата Дмитрия с Габриэль Шанель, сегодня кажется невероятным, но это исторический факт. Мария Павловна, владевшая, как и большинство русских аристократок в начале прошлого века, сложным рукодельем, в 1921 году самостоятельно сделала для подруги брата первые вышивки в стиле Фарерских островов — правда, анонимно. Последовавшая за этим «русская» коллекция 1922 года имела невероятный успех, и Мария Павловна создала вышивальную мастерскую «Китмир» с 50 мастерицами, в основном русскими эмигрантками. Там работала, в частности, Вера Судейкина, будущая жена еще одного друга Коко Шанель, Игоря Стравинского. С 1923 года мастерская «Китмир» начала сотрудничать и с другими модными домами, а роман Коко Шанель и Дмитрия Романова подошел к концу, так что к 1925 году сотрудничество Chanel и «Китмир» прервалось, а в 1928-м мастерская вообще была продана. Сейчас с Chanel работают вышивальные мастерские Lesage и Montex.
Мастерские Metiers d’art вообще вполне независимы и сотрудничают практически со всеми модными домами Франции. Но именно дом Chanel их патронирует, а для поддержки и прославления этого редкого вида мастерства создает каждый сезон деми-кутюрные коллекции. И ручная вышивка Lesage, и выполняемая на сложных станках XIX века вышивка Montex абсолютно уникальны. Для дома Chanel очень важно то, что мастерские включаются в процесс создания коллекции с самого начала — с момента, когда Карл Лагерфельд предлагает команде первые эскизы. Именно так отделка становится конструктивным элементом одежды и аксессуаров. Когда речь идет о вышивке, это особенно важно.
У вышивки всегда были особые функции: во-первых, она была мистическим искусством (обереги, амулеты), и безотчетная память об этом влияет на наше восприятие. Во-вторых, вышивка служила чрезвычайно практической цели — она укрепляла одежду. И эта ее способность прекрасно известна всем дизайнерам и мастерам. Вышивка изменяет фактуру и плотность материи, а значит, фиксирует силуэт, делает одежду более сложной в движении, подчеркивает пропорции. В коллекциях Chanel — особенно в кутюрных и Metiers d’art — эта роль вышивки особенно заметна и важна.
Очень часто, как, например, в коллекции Paris-Hamburg 2017/18, вышивку даже не всегда сразу можно увидеть и опознать — настолько она вплавлена в структуру вещи в целом, будь то одежда или аксессуар. Более того, очень часто новая идея мастеров и художников становится основой для работы над тканью, определяет ее. В вышивальных мастерских Chanel не только работают со старинными технологиями — самой впечатляющей из которых остается уникальная техника вышивки с изнанки «люневиль»,— но и разрабатывают технологии принципиально новые. Вышивка деми-кутюрных и кутюрных коллекций подразумевает объемные изображения, использование камней и раковин, желудей и латекса, соломы и дерева, пайеток, бисера и бумаги.
По коллекции Paris-Hamburg 2017/18 Metiers d’art можно очень хорошо изучить, как в доме Chanel используют вышивку. Во многих нарядах и аксессуарах работа мастериц Lesage и Montex заметна не с первого взгляда. Деликатнейшая тесьма на твиде вышита. Узкие канты по горловинам и краям оборок у платьев, жакетов и юбок почти незаметны, но это тоже вышивка, и она утяжеляет материю, заставляет ее двигаться чуть медленней — то есть эти лаконичные канты имеют огромное значение для костюма в целом, для образа.
Более заметна вышивка в виде сетки, почти полностью покрывающая наряды. Она практически создает эффект кольчуги — очень легкой, конечно, но ромбы держат силуэт, придают легкой ткани жесткость. А если посмотреть на платья из ткани с принтом, то можно увидеть, что у многих из них лиф или хотя бы кокетка выполнены с использованием очень плотной фактурной вышивки — с тем же узором, что и остальной наряд. В результате такой работы платье сохраняет твердый силуэт и одновременно выглядит очень динамично.
Ну и разумеется, вся вышивка поддерживает основную стилистическую идею гамбургской деми-кутюрной коллекции Chanel — то есть напоминает о Северном море. Среди вечерних нарядов есть вещи, сплошь расшитые пайетками — в них можно увидеть и русалочью чешую, и морские волны, и пену на белых скалах. Несомненно, это искусство. Впрочем, само название — Metiers d’art — говорит о том, как серьезно относятся к декоративным промыслам не только в доме Chanel, и даже не только в модном сообществе, но и вообще в культуре.