«Росгеология» заходит в Иран
Компания подписывается на разведку шельфа Каспия
Как выяснил “Ъ”, несмотря на возобновление санкций США против Тегерана, «Росгеология» на ПМЭФ-2018 собирается подписать договоренности с Ираном о проведении геологоразведки на шельфе Каспийского моря. Проект рассчитан на несколько лет, и, по мнению экспертов, в его рамках инвестиции в разведку могут превысить $60 млн.
Государственная «Росгеология» на ПМЭФ-2018 подпишет четырехлетнее соглашение с Ираном о сейсморазведке в Каспийском море, рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Меморандум о сотрудничестве по Каспию с геологической службой Ирана «Росгеология» подписала в марте. По словам одного из собеседников “Ъ”, готовящаяся программа геолого-геофизического изучения включает, в частности, 2D-сейсмику более 3 тыс. погонных километров, общая площадь исследований составит до 100 тыс. кв. км. Также, как рассказали источники “Ъ”, стороны подпишут соглашение о намерениях по выполнению аэрогеофизических исследований. Инвестиции они не раскрывают. В «Росгеологии» отказались от комментариев.
В прошлом году заместитель гендиректора «Росгеологии» Дмитрий Гаврилов отмечал, что компания хочет вести 2D- и 3D-разведку в иранской части Персидского залива, оценивая потенциальные контракты в «сотни миллионов долларов».
По данным “Ъ”, по этим участкам компания пока не договорилась, но теперь она все же может стать первой нефтесервисной компанией из России, которая займется разведкой углеводородов в Иране.
Российские компании объявили о готовности вернуться на иранский рынок после того, как в 2016 году со страны были сняты международные санкции. Основными интересантами стали крупнейшие нефтекомпании РФ, но собеседники “Ъ” признавали, что переговоры идут сложно. В итоге к нынешнему моменту контракт на разработку месторождений в Иране (Абан и Западный Пейдар) подписала лишь «Зарубежнефть». Но в мае будущее российских контрактов в Иране стало менее определенным из-за вновь наложенных санкций США. В «Зарубежнефти» и других нефтекомпаниях ситуацию не комментируют.
Российский рынок основной для «Росгеологии», здесь она является единственным исполнителем госзаказа на разведку недр, на международном направлении компания ограничивается в основном незначительными контрактами. Дмитрий Гаврилов говорил, что цель компании — получать за рубежом 10% выручки (за 2017 год выручка — 34 млрд руб.). Крупное соглашение на разведку двух блоков в ЮАР «Росгеология» подписала с PetroSA в 2017 году. Инвестиции оценивались в $400 млн.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что инвестиции в иранский проект могут превысить $60 млн. По его мнению, по части поставок оборудования санкции США вряд ли осложнят работу «Росгеологии» в Иране, ей не потребуется привлечение иностранных судов. Пока из-за санкций США ООО РБЭЦ Игоря Чайки и Олега Митволя отказалось от строительства станции опреснения воды в Иране (стоимость оценивалась до $180 млн). Кроме того, 16 мая французская Total объявила об остановке всех работ в Иране по освоению блока 11 гигантского газового месторождения Южный Парс. Санкции США могут означать потерю возможности финансирования в долларах (в 90% финансовых операций Total участвуют банки США).
Что ждет российский бизнес в Иране
Россия продолжит развивать экономическое сотрудничество с Ираном, несмотря на угрозу попадания под американские экстерриториальные санкции, возвращение которых анонсировал президент США Дональд Трамп. Об этом в начале мая заявили в МИД РФ, обвинив Вашингтон в отстаивании «собственных узкокорыстных и конъюнктурных интересов». Тем временем в ЕС пообещали защищать интересы своих компаний, работающих в Иране, вплоть до обращения в ВТО. Решение президента Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном напрямую затронет экономические интересы многих стран: они должны будут до осени свернуть деловые отношения с Исламской Республикой, рискуя в противном случае столкнуться с санкциями США.