«Два госбанка играют в разную игру»
Константин Симонов — о кредитовании Олега Дерипаски
Олег Дерипаска потерял одного из крупнейших кредиторов своего бизнеса — банк ВТБ. Сотрудничество с предпринимателем приостановлено из-за его попадания в санкционный список США, сообщил в интервью американскому телеканалу CNBC глава финансовой организации Андрей Костин. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Рамазом Чиаурели.
— Насколько ожидаемым было решение ВТБ по активам Олега Дерипаски?
— Ожидаемо, потому что ВТБ вообще достаточно аккуратно относится к такого рода историям. И аккуратные комментарии уже последовали после введения этих санкций. Андрей Костин открыто признал, что это связано именно с санкциями, и это лично для меня неожиданно. ВТБ мог просто сказать, что это коммерческое решение и так далее. Почему это для меня удивительно? Ведь параллельно сейчас, как известно, в Государственной думе рассматривается закон об ответственности за соблюдение санкций. Неизвестно, конечно, в каком виде депутаты его примут — они отложили второе чтение, будут его дорабатывать. Но, тем не менее, идея заключается в том, что за применение иностранных санкций на российской территории грозит уголовная ответственность. А Костин, не стесняясь, говорит, что отказывается кредитовать Дерипаску, потому что тот находится под американскими санкциями. И получается, что Костин в свете этого законопроекта уже достаточно серьезное нарушение совершил. Некоторые депутаты предлагали к госизмене приравнять даже. Тем не менее, Костин открыто и честно говорит: да, ребята, они под санкциями, мы им денег не дадим.
— С одной стороны, ВТБ в открытую говорит, что не собирается кредитовать Дерипаску, пока тот находится под санкциями. С другой стороны, еще один крупнейший кредитор — Сбербанк, говорит, что, наоборот, они не боятся сотрудничать с «Русалом», никакие санкции им не страшны. Две диаметрально противоположные точки зрения. А другие кредиторы, которые работают с Дерипаской, какую позицию могут занять?
— Сбербанк оказался в непростой ситуации в контексте законопроекта, который мы упомянули: как только депутаты стали его обсуждать, все вспомнили, что Сбербанк отказывается открывать отделение в Крыму, тем самым, опять же, следуя американским санкциям. Получилось, что Сбербанк стал неким символом того, против кого может быть этот законопроект быть направлен. И я думаю, что Сбербанку сейчас необходимо сделать какие-то, условно говоря, патриотические заявления — что он санкций не слушается. В этом плане действительно получается, что ВТБ и Сбербанк, два госбанка, играют в разную игру, в плохого и хорошего следователя. Что касается остальных кредиторов, я думаю, что все будет зависеть от того, насколько там сильно американское присутствие. Если там будут американцы, то они будут более серьезно относиться, попадание в SDN-список — это достаточно серьезное наказание. А если кредиторы будут считать себя относительно далекими от возможного американского вмешательства и воздействия на них персонально, я думаю, к этой теме будут они относиться спокойнее. Тем более, всегда при желании можно создавать какую-то систему «прокладок», систему передачи денег. В этом плане все будет зависеть от того, на каких условиях Олег Дерипаска будет готов эти деньги принимать. И, кстати, важный вопрос: сейчас чуть поутихла тема о национализации активов Дерипаски, но она ведь никуда не делась. Собственно, есть и такое крайнее решение — активы будут национализированы, тогда уже кредитовать придется не Дерипаску, а Российскую Федерацию, а это уже другая история.