Школьников подготовят к институту семьи
Разработан новый общеобразовательный курс
До 1 июня 2018 года во все регионы России будут направлены методические рекомендации по подготовке курсов для школьников и их родителей о семейном укладе. Документ разработан общественной организацией «Национальная родительская ассоциация» совместно с Минобрнауки (образованные 15 мая Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования пока существуют лишь в лице их глав). Для изучения курса не предполагается создавать отдельный предмет, его темы включат в уже существующие. Авторы рекомендовали обсудить в школах подготовку старшеклассников к «будущему родительству», «основы мужской и женской культуры», семейного права, а также проводить уроки «семейной любви».
Разработка методических рекомендаций по проведению курсов по семейному укладу стала частью «большого суперпроекта» Минобрнауки о вовлечении родителей в образовательный процесс, рассказал в среду ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации (НРА) Алексей Гусев на презентации концепции курса. Речь идет о проекте «Методическое обеспечение взаимодействия общеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам формирования и популяризации семейных ценностей». Согласно информации портала о государственных закупках, Минобрнауки объявило тендер на реализацию этого проекта в сентябре 2017 года. Начальная цена контракта составила 9,8 млн руб. В итоге победителем конкурса была признана НРА, с которой был заключен контракт на сумму 6,37 млн руб. В рамках проекта также предполагается создание буклетов, листовок, памяток и плакатов, например «В. В. Путин о семье» и «Мудрость сорока поколений о роли семьи в воспитании детей».
«Реализация проекта позволит разработать методическую базу, обеспечивающую взаимодействие школ и родителей обучающихся в вопросах воспитания,— заявили “Ъ” в Минобрнауки.— Целевая аудитория проекта — классные руководители, социальные педагоги, вожатые и иные педагогические работники, занимающиеся вопросами воспитания». Результаты проекта будут способствовать вовлечению родителей в воспитательную работу школы «не только как участников процессов управления, но и как соучастников процесса воспитания детей», рассчитывают в ведомстве.
Предполагается, что разрабатываемый курс о семейном укладе станет элективным, то есть обязательным к изучению по выбору учащегося. Обычно программы элективных курсов выходят за рамки традиционных учебных предметов, а ученики старшей школы выбирают направления, связанные с предполагаемым профилем обучения в вузе. «Я говорю и про позицию НРА, и про позицию министра просвещения: должен быть не отдельный предмет, но все предметы, формы урочной и неурочной деятельности, в том числе каникулярный период. Нужно внедрять тематику семьи»,— заявил господин Гусев. По мнению авторов рекомендаций, в курсе «обязательно должны присутствовать» такие тематические блоки, как «основы семейной психологии, возрастной педагогики, мужской и женской культуры, семейного уклада, семейного воспитания, семейного права», а также «основы здорового образа жизни и содержательного досуга, формы и методы изучения истории семьи, истории рода, духовно-нравственное развитие, формирование культуры поведения, формирование у ребенка гражданского самосознания». «Я с маниакальной настойчивостью рекомендую работать с терминологией, с понятиями, обозначающими сами духовно-нравственные ценности: "любовь", "дружба", "добро", "взаимопонимание",— пояснил Алексей Гусев участникам презентации.— Когда мы говорим об этом, нам это кажется чем-то понятным, но это понятно нам, но отнюдь не понятно 20-летним, 15-летним детям. Поэтому я призываю всех проводить, например, уроки семейной любви».
Кроме тематических блоков в рекомендации входит обзор уже существующих практик изучения семейных ценностей в школах. «Нельзя каждую смену кого-то на каких-либо постах начинать всей страной изобретать велосипед,— пояснил господин Гусев.— Например, работа со старшеклассниками по подготовке к будущему родительству уже есть в разных аспектах, ее нужно использовать».
Предложенный курс — не первая попытка добавить в школьную программу изучение семейных ценностей. В декабре 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила преподавать школьникам курс «Семьеведение» или «Семейное счастье».
Директор Института демографии НИУ «Высшая школа экономики» Анатолий Вишневский считает, что предложенный формат курса не соответствует текущим изменениям в обществе, а духовно-нравственному развитию и формированию гражданского самосознания «гораздо лучше, чем тетеньки и дяденьки из Минобрнауки и Ассоциации родителей», школьников учит литература: «Литература первой улавливает и осмысливает изменения, которые происходят в обществе, в том числе и в области семейных отношений, идет на шаг впереди общества. А тетеньки и дяденьки — обычно на шаг позади». «Когда Министерство образования предлагает специальные уроки духовно-нравственного развития, оно тем самым расписывается в том, что такого изучения литературы (и культуры в более широком смысле) оно обеспечить не в состоянии, и предлагает упрощенные суррогаты, уместные разве что в двухлетней церковно-приходской школе. Не слишком ли беспомощная позиция для Министерства образования?» — отмечает господин Вишневский.
«Проект находится на стадии обсуждения с общественностью и экспертами и после прохождения широкого обсуждения будет представлен на рассмотрение министерству»,— уточнил собеседник “Ъ” в Минобрнауки. Рекомендации будут направлены в регионы до 1 июня 2018 года, в НРА собираются приступить к разработке аналогичных рекомендаций «по написанию истории семьи и рода и по финансовой грамотности для родителей», сообщил господин Гусев.