«У технологий редко бывают тупиковые ветви»
Замглавы правления группы ВТБ Ольга Дергунова — в интервью “Ъ FM”
Цифровое развитие остается одним из приоритетов в России, заявила заместитель президента-председателя правления группы ВТБ Ольга Дергунова в интервью экономическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Олегу Богданову. В рамках Петербургского экономического форума она рассказала, насколько банки готовы к новым вызовам и внедрению новых технологий, а также когда привычные для клиентов банковские отделения сменят новые виртуальные офисы.
— Форум прошлого года прошел под знаком цифровой экономики: очень много было разговоров, что наша главная задача — развивать именно эту сферу. Год прошел, что сделано?
— Главное, что приоритет не поменялся. В указах президента сказано, что страна должна идти в сторону цифровой экономики. И в правительстве сейчас, когда обсуждаются приоритеты, словосочетание «цифровая экономика» становится неотъемлемым атрибутом каждой дискуссии. Даже Министерство связи, отражавшее приоритеты предыдущих десяти лет, сегодня у нас становится Министерством цифрового развития. Поэтому, как минимум, меняется приоритет существующего министерства. Но это обсуждение с разных сторон заставляет клиентов, в первую очередь, смотреть и требовать больше от тех, кто оказывает им услуги.
— Клиенты бывают разные — и средний класс, и богатые... Какие у них потребности?
— Нет разницы. Сегодня на портале госуслуг любой гражданин может зарегистрироваться, ввести свои персональные данные и получить доступ к государственным услугам, не выходя из дом — и здесь доход не важен. Ты получаешь услугу, одинаковую для всех. А для нас, как для банков, использование этой услуги уже в своих сервисах позволяет дать возможность клиенту не приходить в офис, а просто брать эти данные из государственных систем и использовать, оказывая клиенту услугу. Это данные, которые хранит государство, за которые отвечает государство. Мы как банк, как агенты, которые оказывают услугу, начинаем использовать их в интересах своего клиента. А наш клиент действительно разный: у кого-то больше доход, у кого-то меньше, но требования у всех, похоже, становятся одинаковыми.
— Эффективность этих услуг можно просчитать? Насколько это для банка прибыльно?
— Конечно, это выгодно, потому что ты убираешь лишнюю бумагу, рутинные процессы, людей, которые были связаны с этими рутинными процессами. Но это не означает, что ты прямо берешь и выкидываешь эти затраты — нет, ты их реинвестируешь в новые технологии, чтобы еще лучше услугу оказать клиенту через два-три года. Поэтому в целом для экономики, для бизнеса, который инвестирует в цифровые технологии, на горизонте трех-пяти лет, конечно, эффективность повышается.
— Было очень много разговоров про блокчейн, но реально какие-то продукты сделаны?
— Весь мир экспериментирует во всех отраслях — транспортная логистика, морские порты, банки, страховые компании, то есть все экспериментируют. Блокчейн — это система распределенных реестров, если по-русски ее называть. Но есть ограничение технологическое — скорость транзакции.
— Может быть, это тупиковая ветвь развития?
— У технологий редко бывают тупиковые ветви. Она даже если не состоится сама, то обогатит следующую, которая пойдет дальше.
— Но затраты большие на это?
— Все пробуют по-разному, все инвестируют, кто сколько может. Например, внутри финансовой индустрии, в Ассоциации финансовых технологий, где собрались крупнейшие банки, разрабатывается платформа «Мастерчейн» с российской криптографией, чтобы все банки одновременно могли к ней подключиться и предложить массовую услугу клиентам. Получится, не волнуйтесь.
— Зачем распределенные реестры, если можно централизованно все делать и гораздо быстрее?
— Можно.
— Почему такая задача стоит, кто ее поставил?
— Никто, просто эволюция. Эволюция систем. Централизованная система имеет свои преимущества, но бывают задачи, когда не нужен центральный агент, который принимает централизованные решения. Каждый, приняв решение, доверяет друг другу, получает доступ к информации. Это чистой воды эволюция потребностей.
— Как ВТБ себя позиционирует на ближайшие пять лет? Это экосистема? Или это банк для клиента? Или это банк для VIP-клиента? Или это цифровой банк?
— Это будет ваш технологичный банк. Но это банк.