Еврокомиссия взяла под контроль экспорт «Газпрома»
Но пока Брюссель не стал штрафовать монополиста
Еврокомиссия (ЕК) опубликовала вердикт по антимонопольному делу против «Газпрома». Как и ожидалось, российская монополия избежала штрафных санкций, но ей пришлось согласиться на серьезную реформу экспорта газа в ряд стран Центральной Европы и Прибалтики с изолированными рынками. Цены поставок из России должны соотноситься с котировками западноевропейских хабов, потребители получили право требовать от «Газпрома» своповых сделок по перебрасыванию объемов газа из одной страны в другую. Любые споры по условиям контрактов монополия обязана рассматривать в арбитражах на территории ЕС.
Еврокомиссия сегодня официально опубликовала решение по длившемуся шесть лет антимонопольному разбирательству относительно экспорта «Газпрома» в Прибалтику, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Болгарию. В целом вердикт Брюсселя совпадает с предварительными неофициальными данными, попадавшими в СМИ весной (см. “Ъ” от 4 апреля). ЕК не стала накладывать на «Газпром» штраф, но ввела более строгие требования к экспортным контрактам монополии, которые в целом соответствуют встречным предложениям компании, направленным в Брюссель в 2017 году. Как уточнила еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер, при невыполнении каких-либо условий «Газпром» будет оштрафован на 10% от своей мировой выручки. К примеру, за 2017 год такой штраф составил бы около 650 млрд руб. (порядка €9 млрд по текущему курсу).
Так, в частности, ЕК запретила указывать в контрактах «Газпрома» ограничения на перемещение газа между рынками отдельных стран. Монополия должна дать возможность покупателям газа проводить своповые сделки — из Польши или Словакии в страны Балтии и из Словакии или Венгрии в Болгарию. «Газпром» должен исполнить требование клиентов поставлять газа не только на его рынок, но и в иные пункты Центральной и Восточной Европы. Это правило касается контрактов длительностью не менее 18 месяцев (срок поставки — не менее года, монополия должна быть уведомлена о переносе точки сдачи за четыре месяца). Плата «Газпрому» за такой переброс объемов должна быть «фиксированной и прозрачной», а отказаться от свопа монополия может только в случае нехватки транспортных мощностей (что должен подтвердить независимый аудитор).
Кроме того, как и предполагалось, покупатели газа в Восточной Европе получили право требовать от «Газпрома» понижения цен долгосрочных контрактов на основании «конкурентных котировок» на рынках Западной Европы (речь идет о нидерландском газовом хабе TTF и немецком NGC). Пересмотра цен можно требовать раз в два года с правом дополнительного внеочередного требования («джокера») раз в пять лет. Если за 120 дней «Газпром» и покупатель газа не достигают консенсуса, спор передается в арбитраж, который должен располагаться только на территории ЕС.
На какие уступки ЕС был готов пойти «Газпром»
Еврокомиссия в середине марта 2017 года опубликовала обязательства «Газпрома», при выполнении которых регулятор готов завершить антимонопольное расследование и не взимать штраф с российской компании. Наиболее важное обязательство «Газпрома» касается ценообразования на газ на тех рынках, которые беспокоили Еврокомиссию,— в Польше, Болгарии, Литве, Латвии и Эстонии. Как и предполагал “Ъ”, Еврокомиссия настояла на привязке цен на этих рынках к котировкам западноевропейских газовых торговых площадок