Без свидетелей
Или сам себе милиционер
Вслед за "евроремонтом", "евровагонкой" и "еврохимчисткой" в наш лексикон вошло слово "европротокол" - это когда мелкая авария оформляется без участия инспектора ГИБДД. Страшно? Не то слово. Вдруг останешься без выплат... Между тем европротокол существует уже много лет и прекрасно работает. Просто большинство из нас про эту полезную опцию лишь слышали.
Когда возможен европротокол? Если вы стали участником мелкой аварии, то оформить ДТП самостоятельно без вызова гаишника несложно. Нужно держать в голове лишь ряд условий. Участниками аварии должны быть не более двух автомобилей. В ней не должно быть пострадавших. У участников ДТП не должно быть разногласий по поводу обстоятельств происшествия. У всех водителей должен быть действующий полис ОСАГО - проверить подлинность можно на сайте Российского союза автостраховщиков http://www.autoins.ru. Наконец, ущерб машине пострадавшей стороны не должен превышать 100 000 рублей (до 1 июня было 50 000 рублей).
У нормального водителя после прочтения этих пунктов сразу возникнут сомнения, но на самом деле пугаться не надо. Главное, нужно договориться с другим водителем о том, кто в этой аварии виноват, а кто потерпевший. Всем должно быть предельно понятно, что потерпевший получит выплату по ОСАГО, а виновник аварии почти наверняка столкнется с удорожанием полиса в следующем году. Можно даже не начинать переговоры, если есть подозрение, что другой водитель пьяный, звоните сразу 112 и вызывайте ДПС. Если все нормально, то договоренность должна быть зафиксирована в извещении о дорожно-транспортном происшествии - документе, который прилагается к страховому полису.
Без паники
Извещение, на первый взгляд, довольно сложный документ, в котором легко допустить ошибку. Но паниковать не надо. Лучше заполнять его не на капоте, а в салоне, на какой-нибудь ровной поверхности - толстый глянцевый журнал подойдет - с помощью шариковой ручки. Обратите внимание, что извещение двойное, с самокопирующейся стороной. Если что-то будет нечетко читаться, то страховая компания может отказать в выплате компенсации, - помните об этом.
Извещения обычно есть у обоих водителей, но заполняется только одно по очереди - у каждого своя сторона. Бланки извещений бесплатные, не торгуйтесь, сэкономьте время. С заполнением ФИО, паспортных и других данных, номера ОСАГО проблем возникнуть не должно. При заполнении некоторых пунктов нужно учитывать нюансы:
в пункте 4 про количество раненых ставим прочерки;
в пункте 7 про свидетелей нужно так и написать фразу: "Нет свидетелей";
в пункте 13 указать место первоначального удара, но не поверженной детали (довольно распространенная ошибка);
в пункте 14 надо точно описать характер предполагаемых повреждений у пострадавшего автомобиля;
в пункте 16 нужно очень точно описать маневры, которые совершал автомобиль, поставив галочки в нужных полях. Помните, что стоянка и остановка - это разные маневры, и, соответственно, разные галочки в разных полях;
в пункте 18 оба водителя ставят подписи о том, что разногласий в оценке обстоятельств ДТП нет. Это чуть ли не самый важный пункт во всем извещении.
Обратную сторону извещения тоже заполняем, но это можно отложить на потом.
Школа акварели
Многие водители боятся европротокола только из-за необходимости делать какие-то схемы и рисунки. Тут тоже нет ничего страшного. Нужно указать название улиц, направление движения автомобилей, положение их во время столкновения и конечное положение после аварии. Не забудьте про светофоры, дорожные знаки, разметку. Если художественные возможности позволяют, то зарисуйте также следы торможения, заноса. Представьте себя на месте сотрудника страховой компании, который будет пытаться разобраться в случившемся, - понятно ему или нет? Нужно сделать так, чтобы было понятно.
А фотографировать надо?
Вообще такой обязанности нет. Но страховщику можно упростить работу, если зафиксировать все произошедшее: общий план, следы торможения, обе машины крупным планом с номерами. Держите в голове, что все эти фотографии и правильное заполнение документов нужны в первую очередь пострадавшему, претендующему на выплату. Страховщики резонно видят во всех мошенников и охотно вам откажут в выплате, если будет повод.
Заполнили все, что дальше?
А дальше можно убирать машины с дороги и разъезжаться по домам. В этом как раз суть европротокола - быстро все заполнил, сфотографивал и освободил проезжую часть. Стоящие в пробке водители будут вам очень благодарны. Заполненный бланк-извещение в течение пяти дней нужно направить страховщику - это обязанность не только пострадавшего, но и виновника аварии: ему могут выставить регрессный иск, если он не сделает этого. В течение 15 дней машину ремонтировать нельзя и в новые аварии тоже лучше не попадать. Еще лучше вообще сидеть тихо дома, никуда не выходить, закрыть окна и не включать телевизор. Шутка.
А что-нибудь вообще можно починить на 50 000 рублей?
- По статистике Российского союза автостраховщиков, в 68 процентах случаев этой суммы хватает на ремонт в рамках ОСАГО.
- С 1 июня 2018 года лимит будет увеличен до 100 000 рублей.
Конкретные случаи ремонта, который был оплачен страховыми компаниями в рамках европротокола:
Nissan Teana 2006 года - разбит задний левый фонарь и задний бампер. Выплачено 48 700 рублей.
Ford Focus 3 2011 года - царапины на задней правой двери, заднем правом крыле. Выплачено 50 000 рублей.
Audi S4 2001 года - деформировано правое переднее крыло, сломан передний бампер. Выплачено 50 000 рублей.
А европротоколом вообще кто-то пользуется?
В 2017 году за возмещением ущерба к своим страховым компаниям обратились более 1,6 млн автовладельцев, из них европротокол оформили 540 000 человек.
Средняя выплата при урегулировании в рамках европротокола в 2017 году составила 27 400 рублей.
Общая сумма выплат по европротоколу составила 11,6 млрд рублей - это на 21,8 процента больше, чем годом ранее.