Spotify заплатит музыкантам $112 млн
Сервис потокового аудио обвинили в нарушении авторских прав
Сегодня суд Нью-Йорка удовлетворил иск американских исполнителей к стриминговому сервису Spotify. После двух судебных процессов Spotify выплатит музыкантам $112 млн. Это первый случай, когда стриминговый сервис заплатит настолько крупную сумму в качестве компенсации исполнителям.
Первый иск против компании три года назад подал Дэвид Лоури, защитник авторских прав группы Camper Van Beethoven и Мелиссы Феррик, певицы и владелицы музыкального лейбла MPRESS Records. Музыканты обвинили Spotify в использовании их музыки без надлежащих прав. Феррик, кроме того, упрекнула сервис в том, что авторские права он нарушает в массовом порядке.
24 мая суд обязал Spotify выплатить исполнителям $43,5 млн компенсации наличными, а остаток уплатить в виде роялти. Решение суда вызвало разногласия в музыкальной индустрии, в частности, недовольство высказал американская компания Wixen, представляющая интересы таких исполнителей как Нил Янг, Том Петти, Rage Against the Machine и других.
В январе 2018 года, когда Spotify заявила о намерении выхода на IPO, Wixen, которая собирает роялти от имени музыкантов, подала свой иск против сервиса потокового аудио. За публикацию музыки, на которую у Spotify нет полных прав, истец потребовал возмещения в размере $1,6 млрд.
Представители Wixen назвали сегодняшнее решение суда «98,7-процентной скидкой за преднамеренное нарушение», добавив, что постановление «предлагает авторам и исполнителям несправедливую сумму в свете продолжающегося злостного нарушения авторских прав».
Ранее, в 2013 году, британский музыкант, лидер Radiohead Том Йорк удалил несколько своих альбомов со Spotify в знак протеста против низких роялти музыкантов, а в 2014 году свою музыку с сервиса попросила удалить Тейлор Свифт.
Новый закон о модернизации музыкальной индустрии в США, уже одобренный Палатой представителей в апреле, призван упростить нормативную регуляцию вопросов авторского права. Конгрессмен-республиканец Роберт Гудлатт, выступивший инициатором нового закона, заявил, что существующее законодательство на самом деле «увеличивает гонорары адвокатов, а не авторские отчисления».
В настоящий момент авторские права в США все еще регулируются законом 1909 года, принятым в то время, когда индустрия грамзаписи, не говоря уже о цифровых сервисах, еще не существовала. Новый законопроект предполагает создание организации (Mechanical Licensing Collective, MLC), контролируемой издателями и авторами, которая должна помочь охранять авторские права на музыкальные произведения в цифровой «экосистеме». Кроме того, изменится подход к оценке размера компенсации за нарушение авторских прав: некоторое неравенство в этом отношении, существующее между авторами песен и звукозаписывающими компаниями, будет ликвидировано. Наконец, по сути, новый законопроект ставит крест на надеждах потенциальных истцов в будущем отсудить столь астрономические суммы, как $1,6 млрд.
Nielsen назвала 2017 год годом музыкального стриминга
Исследовательская компания Nielsen летом 2017 года сообщила, что в первой половине года количество аудиопотоков on-demand только в одних США составило 184 млрд, что на 62% больше, чем за тот же период 2016 года. По другую сторону океана, в Великобритании, потоковое аудио развивается столь же стремительными темпами, показав рост на 53% за полгода.