Личным данным придают товарный вид
Потребители готовы за плату смириться с утечками информации
Российские потребители все более озабочены вопросами конфиденциальности своих данных, следует из отчета PwC. В отличие, например, от американских респондентов, россияне больше доверяют в этой сфере правительству, хотя и считают ее регулирование неэффективным. Почти половина опрошенных готовы смириться с утечками данных, если компании будут им за них платить.
Опасения россиян в отношении утечек их данных и вопросов конфиденциальности растут, говорится в отчете PwC (есть у “Ъ”): 85% респондентов называют это одним из самых значительных рисков для общества. 75% считают, что использование данных компаниями должно регулировать государство. При этом более половины опрошенных уверены, что сейчас оно не только неэффективно в этой сфере и не защищает персональные данные должным образом, но и создает проблемы бизнесу чрезмерным регулированием.
Потребители не видят, чем государство может помочь им в вопросе конфиденциальности, и готовы выстраивать отношения напрямую с компаниями, отмечается в отчете. При этом россияне психологически готовы отнестись к своим персональным данным как к товару. Так, почти половина респондентов (47%) считают, что компания, допустившая утечку данных, может вернуть их доверие, выплатив компенсацию. И наоборот, две трети россиян готовы сами платить компаниям за большую сохранность своих данных.
За многие бесплатные услуги в интернете, например, за поиск информации, электронную почту, общение в социальных сетях, потребители уже фактически расплачиваются своими данными, которые эти компании превращают в деньги через рекламу, напоминают авторы отчета. По оценке PwC, в 2018 году мировая выручка от использования пользовательских данных достигнет $300 млрд. Потребителям может казаться, что компании несправедливо наживаются на их данных, и самый простой способ снять подобные опасения — начать делиться с потребителями доходами от использования информации, полагают аналитики.
Российские потребители более скептически настроены по сравнению с американскими, констатирует руководитель практики анализа и контроля рисков PwC Тим Клау. Так, 93% считают, что российские компании уязвимы для кибератак, в США доля таких респондентов — 69%. 3% респондентов в России считают, что они не контролируют свои данные, против 10% в США. При этом россияне больше доверяют правительству в вопросах защиты данных.
В России количество инцидентов, связанных с утечками информации, растет ежегодно, при этом персональные данные доминируют среди утекающей информации, отмечает аналитик InfoWatch Сергей Хайрук. В законодательстве многих стран, в том числе и России, нет нормы, требующей сообщать пользователям об утере их данных, добавляет основатель и технический директор DeviceLock DLP Ашот Оганесян. Большинство компаний считают имиджевые потери от новости о таких событиях более чем значительными и не только скрывают, но и до последней возможности отрицают любой факт утечки, поясняет он. Но в новом европейском регламенте работы с персональными данными (GDPR) появилось требование сообщать об утечках в течение 72 часов, и, возможно, такая новация со временем появится и в российских законах, полагает господин Оганесян.