Прибыль осталась в администрации
АвтоВАЗ удвоил вознаграждения членам правления и выписал премии совету директоров
Вознаграждение членам правления ПАО «АвтоВАЗ» в 2017 году выросло почти в два раза, до 518,6 млн руб. Завод не забыл и членов совета директоров, которые в прошлом году получили вознаграждение за 2016 и 2017 годы — всего €790 тыс. за год. Такую же сумму директора должны получить в течение 2018 года. Эксперты считают вознаграждения логичным следствием роста продаж и производства на предприятии, отмечая, что рабочих тоже наградили — повысили зарплаты на 5%. Представители рабочих, впрочем, не считают, такое положение справедливым и указывают на продолжающееся сокращение численности персонала.
Члены правления ПАО «АвтоВАЗ» получили за 2017 год 518,6 млн руб., что почти в два раза больше, чем в 2016 году (261 млн руб.), следует из годового отчета компании. Также в прошлом году АвтоВАЗ выплатил членам совета директоров 69,1 млн руб. вознаграждений и компенсаций и еще € 790 тыс. вознаграждения за предыдущий период.
Заработная плата членов правления АвтоВАЗа в 2017 году составила 297,1 млн руб. (215 млн руб. в 2016 году). Премию им начисли в 193,7 млн руб. (25 млн руб. годом ранее) и 27,8 млн руб. — компенсации расходов (21 млн руб. в 2016 г.).
Также предприятие отметило членов совета директоров (СД), выплатив в течение года вознаграждение 2017 и 2016 годов. Политика вознаграждения совета директоров компании была утверждена общим собранием акционеров в марте прошлого года. Акционеры установили совокупное вознаграждение всем членам совета в 2017 году и на последующие годы в размере €790 тыс. Судя по документу, выплата производится в течение года, по 25%
за квартал.
Остается неясным, по какому курсу выплачивалось вознаграждение. Судя по данным из того же отчета, сумма совокупного вознаграждения в рублях составила 68,6 млн руб. (и 0,5 млн руб. компенсации расходов). Таким образом, премия должна была рассчитываться исходя из курса 86,83 руб./€. По данным сайта banki.ru, максимальная стоимость евро в 2017 году была зафиксирована в начале августа и равнялась 71,95 руб./€.
Получить разъяснения в АвтоВАЗе не удалось. Руководитель пресс-центра компании Сергей Ильинский на вопросы „Ъ“ ответил, что АвтоВАЗ — российская компания и оперирует национальной валютой. «Все данные открыты на сайте в разделе „Отчетность“», — сказал „Ъ“ господин Ильинский. Он также добавил, что размер вознаграждения в 2018 году будет утверждаться по его итогам, что расходится с данными отчета, так как вознаграждение выплачивается ежеквартально.
Как следует из политики вознаграждений, размещенной на сайте компании, в 2017 году общество должно было начислить членам совета директоров еще €790 тыс. за работу в 2016 году — всего €1,58 млн за два года. В документе, принятом в марте прошлого года, уточняется, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу. В 2016 году (за 2015 год) вознаграждение не выплачивалось.
Премирование управленцев предприятия происходит на фоне роста производства. Однако АвтоВАЗ так и не вышел в зону рентабельности, продолжая генерировать убытки. В 2017 году АвтоВАЗ произвел 445 134 автомобилей, что оказалось на 20,98% больше, чем годом ранее. Реализовано 438 444 автомобилей (+17,92%). Объем производства и реализации машинокомплектов по итогам 2017 года составил 163 238 единиц, что на 17,63% больше, чем в 2016 году. Предприятию удалось увеличить выручку на 23,1%, до 233 826 млн руб. Тем не менее компания сработала с чистым убытком в 12 384 млн руб. (-65,1%).
На заводе продолжается снижение численности персонала. Среднесписочная численность персонала ПАО «АвтоВАЗ» за 2017 год составила 37 644 работника (в 2016 году 42 725 человек). Снижение продолжилось и в 2018 году, согласно данным квартального отчета, на конец первого квартала на заводе трудились 36 413 человек. Как следует из годового отчета, с 1 июля часовые тарифные ставки и оклады на заводе выросли на 5%. Средняя заработная плата персонала за 2017 год составила 35,8 тыс. руб. в месяц.
Председатель независимого профсоюза «Единство» Анна Перова считает премирование администрации завода несоразмерным динамике финансовых показателей, тем более что оно происходит на фоне сокращения численности персонала. «Предприятие остается убыточным, зарплаты у рабочих выросли на 5%, при этом руководство в два раза себе увеличивает выплаты, новые вознаграждения утверждает. Конечно, нас это не устраивает», — возмущается профсоюзная активистка. По словам госпожи Перовой, в начале мая профсоюз получил уведомление об увольнении около 400 человек, которые решили воспользоваться возможностью досрочного выхода на пенсию.
Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов считает, что вознаграждение руководства автозавода обусловлено ростом продаж и производства. Он отметил, что за первый квартал 2018 года завод получил прибыль по МФСО в 609 млн руб., доход от продаж завода вырос на 40%. Аналитик считает, что для этого нужен «определенный менеджерский талант и удача, а также удачно складывающаяся рыночная конъюнктура». Рост зарплат рабочих на 5% он также считает поощрением за финансовые успехи компании.
«Такие успехи были бы невозможны без введения повышенных пошлин на импорт иномарок, и, таким образом, все население заплатило за успех отечественного автопроизводителя — либо в виде пошлин, либо в виде покупки отечественного авто и связанных с этим затрат, либо в виде покупки иномарки российской сборки и связанной с этим потерей качества автомобиля», — сказал господин Антонов.