Аэроэкспресс доедет до Санкт-Петербурга
Поезда до Пулково запустят в 2022 году
Власти Санкт-Петербурга приняли принципиальное решение о развитии транспортной доступности аэропорта. К 2022 году к Пулково будет проложена линия аэроэкспресса. Вопрос обсуждался с 2011 года, и помимо строительства железнодорожной линии предлагался проект легкорельсового трамвая (ЛРТ). Общий объем инвестиций в проект оценивается в 18 млрд руб., причем около 9 млрд руб. вложит ООО «Аэроэкспресс».
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и исполнительный директор «Аэроэкспресса» Валерий Федоров подписали соглашение о намерениях по реализации проекта железнодорожной линии до аэропорта Пулково в рамках ПМЭФ-2018. Ориентировочная стоимость строительства аэроэкспресса от центра города до аэропорта составляет 18,8 млрд руб. В качестве формата проекта было выбрано государственно-частное партнерство. Инвестором выступит ООО «Аэроэкспресс», вложив в него около 9 млрд руб. Конкурс на строительство аэроэкспресса объявят до конца июня. Строительство планируется завершить в 2022 году.
Создание железнодорожной линии между городом и аэропортом обсуждалось с 2011 года. Тогда в качестве конкурента аэроэкспрессу рассматривался проект легкорельсового трамвая (ЛРТ). Необходимость налаживания транспортного сообщения между Пулково и центром города обосновывалось прогнозируемым ростом пассажиропотока после реконструкции аэропорта в 2013 году. Уже в 2014 году показатель составил 14,3 млн человек против 12,9 млн пассажиров к прошлому году. По плану, утвержденному в 2015 году, пассажиропоток Пулково продолжит активно расти, и к 2020 году будет обслуживать не менее 25 млн человек в год. Но прогнозы не оправдались — в 2015–2016 годах пассажиропоток сокращался вместе с общеотраслевыми показателями. В результате сроки расширения аэропорта были отложены, а проект аэроэкспресса не получил продолжения.
Ситуация изменилась в 2017 году, когда объем пассажиропотока Пулково восстановился, увеличившись на 21,6%, до 16,1 млн человек, достигнув исторического рекорда. В 2018 году согласно прогнозам пассажиропоток вырастет на 10% в сравнении с текущим годом и составит 17,6 млн человек. В начале 2017 года правительство Санкт-Петербурга заявило о готовности начать возведение линии аэроэкспресса до Пулково. Тогда проект оценивался в 25 млрд руб. со сроком окупаемости 12 лет.
При этом город обещал обеспечить имущественный взнос в 10 млрд руб. в 2017 году.
Санкт-Петербург не первый город, где был запущен аэроэкспресс. Сейчас поезда ходят в Шереметьево, Домодедово и Внуково в Москве. Аэроэкспресс запускали в Сочи, Владивостоке и Казани к саммиту АТЭС-2012, Универсиаде-2013, Олимпиаде-2014. Но регионы неохотно шли на компенсации затрат операторов на дотируемые пригородные перевозки. Из-за убытка около 100 млн руб. аэроэкспрессы ушли из Сочи, а в 2015 году — из Владивостока (убыток за 2014 год — около 130 млн руб.) и Казани (около 62 млн руб.). Возместить убытки соглашалась лишь Казань — на 50%. Сейчас в эти аэропорты ходят обычные электрички.