КамАЗ и Daimler поработают над грузовиками
Концерны подписывают СПИК на 46 млрд рублей
КамАЗ хочет сохранить тесное сотрудничество с Daimler и планирует заключить на ПМЭФ‑2018 уже согласованный межведомственной комиссией специнвестконтракт (СПИК). Из озвученных деталей следует, что инвестпрограмма осталась в прежнем виде и включает, в частности, строительство завода каркасов кабин. В компаниях отказались раскрывать обязательства по экспорту в рамках СПИКа, которые есть у всех владельцев контрактов. При этом стало известно, что уже почти год у КамАЗа на фоне санкций затруднены финансовые операции по экспорту, платежи останавливают на «неограниченное время».
КамАЗ и Daimler в рамках специнвестконтракта (СПИК) готовы инвестировать более 46 млрд руб., сообщила заместитель главы пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова в четверг на пресс-конференции. Она пояснила, что СПИК подразумевает развитие модельного ряда машин КамАЗа и Mercedes-Benz и модернизации мощностей для их производства. Срок реализации СПИК — десять лет. Инвестиции со стороны КамАЗа — 38,6 млрд руб., со стороны «Даймлер КамАЗ Рус» — 7,7 млрд руб. По словам госпожи Галимовой, подписание контракта запланировано на пятницу в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ‑2018). Она напомнила, что КамАЗ и Daimler с 2012 года реализуют инвестпроект развития модельного ряда КамАЗа, общий объем инвестиций — около 100 млрд руб. Совместная заявка на заключение СПИК была подана 1 сентября 2017 года. 16 мая межведомственная комиссия эту заявку одобрила.
По данным пресс-службы президента Татарстана, реализация проекта позволит создать на имеющихся мощностях производства для выпуска грузовиков в пределах 55–60 тыс. штук в год, а также освоить выпуск ключевых компонентов. Согласно проекту, КамАЗ продолжит разрабатывать свой модельный ряд, обеспечит создание нового семейства двигателей Р‑6 и организует выпуск лонжеронов. «Даймлер КамАЗ Рус» обеспечит производство новых грузовиков Mercedes Benz на площадке в Набережных Челнах. Совместно компании реализуют локализацию каркасов кабин и общих деталей, используемых для производства грузовиков обоих брендов.
Ранее сообщалось, что КамАЗ и Daimler намерены инвестировать около 100 млрд руб. до 2022 года в СП каркасов кабин для нового модельного ряда брендов (мощностью 55 тыс. кабин в год, из них 7 тыс. будут поставляться на «Даймлер КамАЗ Рус») и модернизацию оборудования. Планировалось, что завод каркасов кабин введут в эксплуатацию в первом квартале 2019 года. Также раскрывали планы по модернизации основного сборочного конвейера КамАЗа.
Детально условия СПИКа компании не раскрывают. Но между тем одним из неотъемлемых условий заключения контракта Минпромторг называл обязательства по экспорту. Как выяснилось, на фоне обострившейся политической ситуации у КамАЗа, который не попал под санкции, возникли трудности с поставками на внешние рынки. В четверг об этом заявил на ПМЭФ‑2018 глава КамАЗа Сергей Когогин, сообщивший, что у компании «появились проблемы с финансовыми операциями». «Принятие решений банками на проведение финансовых операций значительно осложнено, идут массовые проверки. Порой на неограниченное время останавливаются платежи, часто не можем получить даже аванс», — сказал топ-менеджер, добавив, что речь идет о банках, входящих в систему SWIFT. Сергей Когогин сообщил, что трудности с платежами начались с августа 2017 года, когда США приняли закон о санкциях, в том числе в отношении РФ. По его словам, сложности возникают с любыми экспортными операциями, в том числе при экспорте в страны СНГ.
При этом планы по экспорту 6,1 тыс. грузовиков в 2018 году КамАЗ сохраняет. Также концерн рассчитывает продать 40 тыс. грузовиков на внутреннем рынке. Ранее у компании был более пессимистичный прогноз по рынку РФ — всего 43,1 тыс. грузовиков (6,1 тыс. из которых — на экспорт). Сергей Когогин прогнозирует чистую прибыль по МСФО в 2018 году на уровне 1,6 млрд руб., выручка — 176 млрд руб., инвестпрограмма –20 млрд руб. В 2017 году чистая прибыль КамАЗа по МСФО выросла в 5,3 раза, до 3,5 млрд руб., общие продажи выросли на 11%, до 38,2 тыс. грузовиков.