Дмитрий Дмитриев: «Алкоголь разрушает все сферы жизни, в том числе и экономику»

Статистика Роспотребнадзора показывает, что ежегодно в России употребление спиртного напрямую и косвенно становится причиной гибели пятиста тысяч человек – это и отравления, и обострение хронических заболеваний, и «пьяные» ДТП. Проблема алкоголизации признана на государственном уровне, однако все усилия сторонников трезвости, призывающих принять антиалкогольный закон по примеру антитабачного, пока тщетны. О том, как в стране работает алкогольное лобби, рассказал представитель Общественной палаты Красноярска Дмитрий Дмитриев.

– Дмитрий Владиславович, в прошлом году вы стали инициатором резонансной темы, когда в Общественной палате города был поставлен вопрос о полном запрете рекламы алкоголя, в том числе на вывесках заведений и на витринах супермаркетов. Предложение вызвало бурную реакцию в СМИ. Но правильно я понимаю, что ни вы, ни общественная организация «Общее дело», которую вы возглавляете в крае, от этой идеи не отказались и она все-таки может быть реализована?

– Алкоголь – это самый смертоносный наркотик в мире, который остается легализованным. В России он продолжает убивать людей каждый день, поэтому от идеи ограничить его рекламу никто не отказывается. Наше предложение заключается в том, чтобы запретить стимуляцию употребления алкоголя, в том числе и в виде продакт-плейсмента в кино и сериалах, а также убрать его из торговой выкладки в местах продаж. Если мы сделаем это, уверен, спрос на спиртное значительно снизится, и огромное количество алкомаркетов, наводнивших улицы городов и сел, просто сами закроются из-за снизившегося спроса.

Примерно так же ранее это было реализовано в отношении сигарет за счет принятия очень эффективного антитабачного закона. В итоге с полок законопослушных магазинов практически полностью исчезла эта опасная для здоровья продукция. Как работает психология человека, если он пытается бросить курить? Каждый раз, когда он видит пачку сигарет или рекламную надпись, у него подсознательно возникает тяга к табаку. Парадоксально, но это даже работает в случае со значком с перечеркнутой сигаретой. Лучший способ избавить от зависимости – не напоминать о вредной привычке вообще. То же самое и с алкоголем. Убрать с глаз – спрос значительно снизится.

Дмитрий Дмитриев – психолог, маркетолог, учредитель и директор рекламного агентства «Лассо». С начала 2000-х годов – председатель краевого отделения благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». В настоящее время – руководитель краевого отделения общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело», председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Красноярска, представитель палаты в Красноярском горсовете.

– Почему обсуждение этого предложения в Общественной палате Красноярска вызвало такую бурную и не всегда позитивную реакцию в СМИ и соцсетях?

– Тогда набор тезисов был предложен коллегам на рабочее обсуждение, это еще не был окончательно оформленный документ, предполагалось, что мы соберем экспертов уже на уровне Законодательного собрания края, коллегиально обсудим проблему. Речь идет о внесении изменений в федеральное законодательство, и вопрос необходимо тщательно проработать. Однако один из наших бывших коллег по Общественной палате вместо профессионального, объективного и коллегиального подхода к работе решил, что называется, «хайпануть» на теме, ничего в ней не понимая, и вытащил эти тезисы на обсуждение в СМИ уже с изначально негативной оценкой. Впрочем, нам доподлинно неизвестно, было ли это простое эгоистичное желание выставить себя умнее других, или же целенаправленная, проплаченная акция неизвестного заказчика. Ведь такие явления практикуются в политической и околополитической сфере постоянно. Тем не менее, на чем бы ни были основаны попытки опорочить инициативу, сила всегда в правде, и любые аргументы разбиваются о реальную картину статистики и экспертные оценки профессионалов. Что и показали прошедшие эфиры на эту тему, плюс огромная поддержка зрителей и слушателей, звонивших в эфир. Впоследствии этот человек ушел из Общественной палаты после этой истории – видимо, осознав, что коллегиальный рабочий орган, требующий профессионального подхода, пока еще не его уровень. В целом по стране те антиалкогольные и антитабачные инициативы, которые предлагает общественная организация «Общее дело», находят все больше поддержки со стороны официальных структур, в том числе от Минобрнауки, Минкульта, в ближайшее время мы ожидаем писем поддержки еще от нескольких авторитетных госструктур.

Я напомню, что в стране на федеральном уровне продолжает действовать документ, который называется «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ». Он рассчитан на период до 2020 года, и к этому сроку все госструктуры должны отчитаться о принятых мерах. Соответствующие задачи поставлены в сфере молодежной, семейной политики, в сфере здравоохранения и социально-экономического развития. Проблема алкоголизма стоит настолько остро, что в масштабах страны это сказывается в том числе и на экономике – снижается производительность труда, особенно в рабочих специальностях. А нагрузка на бюджет, связанная с работой с последствиями алкоголизма, в 20 раз превышает доходы от продажи акцизов. Последствия табакокурения обходятся бюджету в 10 раз больше, чем бюджетные доходы от табачной промышленности. Ежегодно ухудшая человеческий потенциал, алкоголь, табак и другие наркотики уничтожают экономику и общество в целом.

«Общее дело» – общероссийская общественная организация, созданная в 2011 году с целью противодействия распространению алкоголизма, наркомании и курения. Один из создателей движения – епископ РПЦ Тихон Шевкунов. Приоритетное направление работы движения –просветительская деятельность, проведение лекций в учебных заведениях

– В то же время в связи с проведением чемпионата мира по футболу в России до конца года фактически разрешена реклама пива.

– Да, приняты ошибочные послабления, и мы видим, что сегодня все больше появляется рекламы безалкогольного пива. А это прямое продвижение алкогольного бренда, и это понимают абсолютно все. Например, в аудитории из 300 студентов, когда мы проводим лекции, на вопрос: «Считаете ли вы рекламу безалкогольного пива рекламой алкоголя?» поднимается 100 % рук.

– Дмитрий, вы сами являетесь директором рекламного агентства, и получается, борясь с рекламой алкоголя или табака, тем самым выступаете против потенциальных заказчиков.

– Наше агентство придерживается позиции социально ответственного бизнеса и выступает за здоровую рекламу и здоровое общество. У нас есть принцип: мы не работаем с алкогольными и табачными брендами, а также не рекламируем услуги, разрушающие семейные ценности, типа эротических массажных салонов или стриптиз-клубов. Необходимость ограничений для продвижения алкоголя для меня очевидна именно потому, что сам много лет профессионально занимаюсь рекламой. При этом у меня психологическое образование, и я знаю практически все о влиянии информации на человека и о технологиях манипуляции сознанием. Именно поэтому для меня совершенно очевидна взаимосвязь рекламного бюджета с объемом продаж любых товаров, и уж тем более алкоголя и табака, оказывающих, ко всему прочему, еще и наркотическое влияние на потребителя.

У алкогольных и табачных компаний огромные бюджеты на продвижение брендов и стимуляцию продаж, их маркетинговые отделы постоянно работают над тем, чтобы продажи росли, и они четко, в цифрах видят отдачу на каждый вложенный рубль. В тех документальных фильмах, которые снимаются общественной организацией «Общее дело», мы рассказываем о том, как устроена индустрия производства и продажи таких товаров, как табак и алкоголь. Как с помощью психологических приемов, использующихся при производстве медиапродуктов в индустрии шоу-бизнеса, оказывается недирективное влияние: потребители думают, что они совершают осознанный выбор, но на самом деле выбор уже совершается на основе скрытого воздействия на психику и подсознание. Этот прием в рекламной индустрии называется продакт-плейсмент, и он работает как на продвижение конкретных брендов (появление в кадре логотипов, например использование Джеймсом Бондом автомобилей конкретной марки), так и на продвижение стереотипов социального поведения. Подобная технология скрытого программирования сознания применяется не только в отношении алкоголя и табака. Такие примеры очень распространены в голливудской кинопродукции в отношении индустрии спортивных шоу, индустрии фастфуда, а также для задач формирования политических предпочтений. Это «зашивается» в сценарий, в диалоги актеров: «Привет, я достал билеты на игру New York Yankees!» – «Не может быть! Как тебе это удалось?!». Это работает очень эффективно и ненавязчиво для потребителя, искусственно формируя ранее не существовавшую ценность. Но разница между бейсболом и алкоголем в том, что алкоголь убивает, и такой продакт-плейсмент должен быть ограничен.

– Полный запрет на упоминание алкоголя в кино или сериалах многие воспримут как введение сухого закона.

– Это лишь вопрос восприятия и правильного донесения информации. Если СМИ поддержат и по-честному объяснят смысл предлагаемых мер, то все будет нормально. Ведь даже если человек уже зависим от алкоголя и не готов к отказу, то осознанного запроса на рекламу алкоголя как на отдельное явление он не формулирует. Реклама – не продукт конечного потребления, а лишь инструмент стимуляции продаж. Запрет рекламы без запрета торговли не является ограничением свободы потребителя. А разговоры о сухом законе – это передергивание фактов и смещение акцентов. Мы сухой закон не предлагаем. Пока на людей огромным информационным потоком оказывается стимулирующее давление употреблять, странно было бы лишить человека этого продукта и потом удивляться социальным взрывам. Ведь ровно в этом и была ошибка горбачевского сухого закона. Начать работу с проблемой алкоголизма нужно с того, чтобы полностью убрать рекламное влияние и предоставить потребителям настоящую свободу выбора. Тогда мы увидим, насколько человек реально нуждается в алкоголе.

Сегодня нам не предоставлен выбор, потому что мы постоянно находимся под информационным давлением производителей алкоголя, начиная от вывесок «Живое пиво» и «Элитные напитки» и заканчивая культовыми фильмами типа «Ирония судьбы», где употребление алкоголя подано как совершенно нормальное явление, или современными фильмами типа Kingsman, где откровенная пропаганда алкоголя зашкаливает вообще все разумные пределы. А реальность состоит в том, что сегодня алкоголизм – это самая смертоносная социальная проблема в стране, и это серьезная угроза не только нам, но и нашим детям. В сельской местности торговля алкоголем вышла на уровень национального бедствия, это настоящая эпидемия. Торговые точки шаговой доступности торгуют дешевым в закупе нелегальным алкоголем. Огромная маржинальность такого бизнеса дает большие возможности вкладывать часть сверхприбыли в дополнительное продвижение и подкуп чиновников и правоохранителей.

– Вы доверяете информации о том, что через отдельные полулегальные алкогольные сети на территории края и Сибири уже налажены поставки наркотиков?

– Я не удивлюсь. Если люди считают для себя допустимым торговать тем, что приносит в семьи боль и страдание и уносит жизни соотечественников, то принципиальной разницы в их мотивации не вижу.

– Вы возглавляете в Общественной палате комиссию по социальной политике, каких инициатив можно ожидать от этой комиссии вне сферы противостояния с алкопроизводителями?

– Признаюсь честно, есть много тем, которые мне хотелось бы в общественной сфере продвигать, но не на все хватает личного времени. Алкоголь, наркотики и табак мы взяли как самую острую социальную проблему. В условиях ограниченности временного ресурса логично, что в первую очередь в работу берутся самые острые. Ведь, согласитесь, например, при всей остроте проблемы обманутых дольщиков, которым мне также очень хочется помочь, они по крайней мере от этой проблемы не погибают. Поэтому только по этому критерию так распределены приоритеты.

Очень хотелось бы заниматься сегодня развитием экономики и деловой инициативы. При этом важно понимать, что экономика, помимо наболевшего вопроса о ставке рефинансирования ЦБ, должна базироваться именно на человеческом потенциале, а сегодня стране очень не хватает новых лидеров.

Как психолог, могу сказать, что правильные жизненные сценарии, уверенность в себе, лидерские качества всегда закладываются в личность на уровне семьи. Если ребенок вырос в любви, если ориентирован на правильные жизненные стратегии, то у него будет достаточный творческий и энергетический потенциал, чтобы стать лидером, организовать свое дело. А если у нас забитые семьи с воспитанием, которое мешает ребенку развиться в самостоятельную личность, способную брать на себя ответственность, то мы и получим тех людей, которыми всю жизнь будет кто-то манипулировать, в том числе и убивающие его алкогольные и табачные компании.

Я уверен, что у нас достаточно талантливый народ, но надо развивать профессиональную и семейную компетентность. На это должна быть «заточена» культурная, образовательная, семейная, молодежная и финансовая политика государства. Тогда будет нормальная человекоориентированная среда, люди будут стремиться сделать продукт, который развивает и его самого, и общество вокруг. Надо понять, что развитие собственной страны – это личная выгода каждого из нас. Поэтому будем делом заниматься – будет все у нас хорошо.