«У российской мультипликации богатые традиции и перспективное будущее»
Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева — в интервью “Ъ FM”
Мультфильм «Гофманиада» представит Россию на Шанхайском международном кинофестивале, который начнется 16 июня. Об этом в интервью «Коммерсантъ FM» заявила председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева. В специальной студии на Петербургском международном экономическом форуме она рассказала политическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Дмитрию Дризе о конкуренции с Disney и о новых проектах студии.
— Что ж, когда мы перегоним Walt Disney?
— Как вы сразу высоко ставите планку. Знаете, у нас пока нет задач перегнать Walt Disney, есть задача вернуть нашему зрителю любовь к российским мультикам. В 1950–60-е годы «Союзмультфильм» и Disney развивались по одному сценарию. Это были абсолютно сопоставимые студии по объему, по качеству производства, по сценариям, интересности и любви к выходившим мультфильмам. Просто, к сожалению, потом у нас поменялась страна, расформировался Советский Союз, целый ряд индустрий из-за этого попали в период стагнации — анимация в том числе. «Союзмультфильм» почти 30 лет находился в этом состоянии стагнации, не получая ни государственной поддержки, ни поддержки со стороны частных денег. А за это время Walt Disney шел семимильными шагами, за это время появился Pixar, которую создали с нуля. К сожалению, мы отстали, но у российской мультипликации богатые традиции и очень перспективное будущее.
— А можно ли сделать из этого коммерческую индустрию? В Советском Союзе же не было коммерческого: за рубежом это был прибыльный бизнес, а у нас — чисто красивая история.
— Может. В советские времена было очень хорошее зрительское кино — то, что принято называть золотой коллекцией, — оно есть и у Disney, и у «Союзмультфильма», и его сегодня вполне можно отнести к разряду коммерческого. Просто тогда не думали такими категориями, но все эти годы, пока студия существовала, даже в те годы, когда государство не поддерживало или практически не поддерживало, студия жила на коммерческие доходы от той самой золотой коллекции. А за последние 10 лет в России выросло очень много именно коммерческих частных анимационных студий — люди, верившие в мультипликацию, верившие в анимацию, вложили деньги и стали сами развивать это направление. За последние 10–11 лет в России появилось как минимум 7–8 индустриальных студий и около 40 малых и средних студий.
— Как здесь зарабатывать деньги?
— Сейчас, когда «Союзмультфильм» начал всерьез производить и заниматься коммерческими вопросами, первая задача для любой анимационной студии — а для «Союзмультфильма» она стоит сейчас острее, чем для всех остальных — получить назад все свои права. Все права на персонажей, на бренды должны принадлежать студии, в этом случае она может зарабатывать двумя путями. Примерно 20–25% выручки анимационной студии приносят продажи медиаправ, то есть когда мы продаем свой контент телевизионным каналам, интернет-платформам, кинотеатрам. 75% мы получаем от лицензионных продаж — от продажи наших брендов, наших персонажей на товары и услуги. Это книги, другая печатная продукция, это одежда, к которой мы сейчас очень стремимся. Ну и, конечно, две главные категории — это пищевые продукты и игрушки. Но для того, чтобы зарабатывать, нам нужно вернуть сначала все права на всех наших героев и персонажей.
— Не станет ли все это идеологизацией подрастающего поколения через патриотические мультфильмы? Есть ли какое-то давление со стороны Минкульта?
— Мы не испытываем никакого давления со стороны Минкульта. Я лично очень большой сторонник патриотизма, но не голословного ура-патриотизма, а на самом деле любви к тому, что мы можем, что мы умеем, любви к родине, любви к тому, что мы умные, талантливые, образованные люди. В любую страну, куда я сейчас приезжаю по теме мультипликации, мне везде говорят: ну, наверное, у нас технологии более продвинутые, чем у вас, мы умеем хорошо подхватывать, копировать, технологизировать, но все креативные идеи — у вас, в России, самые умные и образованные люди — у вас. Поэтому, конечно, для того, чтобы зарабатывать какую-то международную репутацию, нам надо сначала полюбить то, что мы умеем делать сами, по-настоящему начать этим гордиться. Я очень горжусь российской анимацией, и не только тем, что сделал «Союзмультфильм». Я горжусь тем, что сделали другие студии — что делает Сергей Сельянов на студии «Мельница», что делает студия «Рики», что делает воронежская студия Wizart. Например, фильм «Снежная королева 3» от Wizart побил все рекорды сборов независимого анимационного кино в Китае. Поэтому есть, чем гордиться.
Если говорить про «Союзмультфильм», то у нас будет много проектов для разных возрастных категорий. Сегодня у нас в работе одновременно десять проектов: семь сериалов и три полных метра. Есть пластилиновый сериал «Циферки» для возраста 2–3 лет, есть два прекрасных сериала для возраста 4–6 лет — «Оранжевая корова» и «Зебра в клеточку». Это сериалы про добро, про отношения в семье, про отношения со сверстниками. Есть сериалы для возраста 6–9 лет, то есть для начальной школы: «Пиратская школа», «Петя и волк», «Богатырята» — первый сериал в технике 3D. Плюс мы работаем над полными метрами, закончили «Гофманиаду» — это полнометражный кукольный мультфильм, сделанный по сказкам Гофмана, абсолютный шедевр кукольной анимации. Я уверена, что в мире ничего подобного уже не будет. Работа над фильмом шла 15 лет, режиссером выступил Станислав Соколов, все эскизы кукол и декораций сделал Михаил Шемякин, то есть это невероятный с точки зрения искусства фильм. И у нас очень хорошая новость: его взяли в конкурсную программу Шанхайского международного кинофестиваля, «Гофманиада» — единственный фильм, который будет представлять там Россию. Мы заинтересованы в преобладании российского детского контента на нашем рынке — не в победе над кем-то, а в том, чтобы наши зрители, наши дети реально хотели смотреть русские мультики. И это возможно.