На Ивана Грозного совершили покушение

Сколько займет реставрация полотна Ильи Репина

Вандал повредил картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Инцидент произошел в пятницу вечером в Третьяковской галерее: мужчина металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и нанес несколько ударов по полотну Ильи Репина. Повреждения серьезные.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Нарушителя задержали и возбудили уголовное дело. Нападавший — 37-летний приезжий из Воронежа. У него нет определенного места жительства, он не судим и не состоит на учете у психиатров, сообщает «Интерфакс». На допросе выяснилось, что вандал был пьян, а свой поступок он объяснил исторической недостоверностью картины. История о том, что царевича Ивана убил собственный отец, в российском обществе подвергается постоянной критике.

Картина Репина порвана в трех местах — в том числе повреждено изображение фигуры сына Ивана Грозного. Как сообщила пресс-служба Третьяковской галереи, разбившееся стекло также повредило авторскую раму.

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич напомнил, что этот шедевр однажды уже приходилось спасать после нападения вандала: «1884 год, Репин написал картину, выставил ее, она немного повисела и была запрещена к показу. В течение трех месяцев разрешение на показ не давали, потому что она вызывала страшное возмущение у публики. Цензура, естественно, придиралась к изображению Ивана Грозного. Говорили, что картина вызывает головокружение, что у Репина отнялась рука на несколько месяцев. Всеволод Гаршин, писатель, позировавший для портрета Ивана Грозного, покончил жизнь самоубийством.

В общем, вокруг этого полотна достаточно мистических историй.

Тем не менее, через три месяца царская цензура все-таки разрешила показ полотна, оно было продано в Третьяковскую галерею. В 1913 году на картину было совершено нападение: сын фабриканта Балашова, молодой человек, у которого ранее не было замечено никаких психических отклонений, нанес полотну несколько ударов ножом, повредив и лицо царя, и лицо царевича. Полотно сумели отреставрировать так хорошо, что это практически незаметно. Я недавно видел картину вблизи, и опытному глазу все-таки видно, что на изображении есть порезы, но картина все же сохранила свою целостность. В этот раз лица повреждены не были, что, с одной стороны, хорошо, а с другой — там теперь не порезы, а вмятины, что сложнее подвергается реставрационному процессу».

Фотогалерея

Оскорбленные культурой

Смотреть

Восстановление полотна может занять несколько лет, считает искусствовед и реставратор Юрий Ланглебен: «Наносится профилактическая заклейка, применяется осетровый клей, после этого устраняется прорыв, потом подводится грунт, а потом делается живописное восстановление — естественно, с имитацией авторской живописи. Чтобы было все точно, желательно делать это красками, которые употреблялись автором, по соответствующим пигментам. Это может занять и месяц, и год, и пять лет, все зависит от характера разрушений».

По словам экспертов, восстановление картины Репина будет стоить как минимум 500 тыс. руб. Это подтверждается и в материалах дела — именно в такую сумму Третьяковская галерея оценила свой ущерб. Большая часть суммы уйдет на гонорары реставраторам, пояснил коллекционер живописи, искусствовед Сергей Подстаницкий: «Реставраторы берут за работу дифференцированно, в зависимости от собственной квалификации. Реставрация этого шедевра во всех отношениях более ответственна, поэтому цена будет выше.

500 тыс. руб. за такую реставрацию — совершенно адекватные деньги, я бы даже сказал, небольшие».

Теперь вандалу из Третьяковки грозит до трех лет тюрьмы и крупный штраф. Ему вменяется статья о повреждении объектов культурного наследия. Правда, возможно, вину частично могут возложить и на саму Третьяковскую галерею. «Интерфакс» со ссылкой на источник сообщает, что на стекле картины не было специальной антивандальной пленки. Не исключено, что от нее отказались сознательно, отметила заместитель директора научно-реставрационного центра Грабаря Ольга Темерина. По ее словам, такая защита очень заметна визуально: «Любая пленка создает искажение визуального восприятия произведения. Все эти шедевры создавались для того, чтобы создавать на зрителя какое-то эмоциональное воздействие, и оно действительно сильно. Если у одного психически неуравновешенного зрителя полотно вызвало такое желание, то у миллионов зрителей оно будет положительным. Лишать их степени близости визуального контакта было бы неправильно. Мы, конечно, можем все убрать в запасники, установить решетки, которые не позволят зрителям подойти к картине ближе, чем на три метра. Но тут все должно быть в меру: и меры безопасности, и возможность для зрителя комфортно насладиться произведением искусства».

О том, как будут восстанавливать картину, журналистам уже рассказали в Центре Грабаря — именно туда полотно попало, когда пострадало от вандала в прошлый раз. Это было еще при жизни Ильи Репина, и после той реставрации даже сам художник не мог найти места, где были нанесены повреждения. Сейчас, по словам специалистов центра, ситуация не такая трагическая.

Ася Карнаухова, Анна Пестерева

Вся лента