Технологическое предпринимательство

мнение

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась необычная дискуссия телеведущего Владимира Познера и основателя Тинькофф банка Олега Тинькова. Предприниматель рассказал, почему России нужно менять систему образования и почему бизнесу нужно абстрагироваться от политики. Кроме того, Олег Тиньков раскрыл некоторые секреты успеха Тинькофф банка, который он создал 12 лет назад и сумел превратить в одного из лидеров на розничном рынке. А также рассказал, почему России так нужны предприниматели, а им — признание народа и государства.

Фото: Пресс-служба "Тинькофф Банк"

Панельная дискуссия Олега Тинькова и Владимира Познера, состоявшаяся в пятницу 25 мая, вызвала большой интерес участников форума. Пожалуй, по популярности панель уступала только пленарной сессии с участием президента Владимира Путина.

Необычным в сессии Олега Тинькова было, пожалуй, все: от формата — предприниматель предпочел разговор один на один с ведущим — до необычно ярких для делового форума элементов, в которых появились оба участника дискуссии. Впрочем, яркой была не только одежда (Олег Тиньков пришел в желтых ботинках, а у Владимира Познера из-под брюк выглядывали ярко-красные носки), но и достаточно неожиданные на фоне общей сдержанной риторики высказывания господина Тинькова. И необычные вопросы ведущего о жизни и смерти, ценности денег, о том, что бы сделал Олег Тиньков, если бы он был президентом. Предприниматель был предельно честен.

Высказывания Олега Тинькова:

О слогане банка и перестройке

"Дальше действовать будем мы". Это фраза глубоко любимого мной композитора и поэта — Виктора Цоя. Конечно же, это был лозунг моего, нашего поколения. На самом деле я считаю, что перестройка и, вообще, все, что случилось, это сделал Виктор Цой, потому что он спел о том, о чем думали мы. Вот это — "мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук, нам не нужно все это, чтобы друг друга понять". Все его фразы — это фразы моего поколения. И это то, что подточило Советский Союз окончательно, понимаете. Мы вышли на улицы, и я вышел в Петербурге на Дворцовую площадь в 91-м году. И для меня Цой — это великий герой, и поэтому для меня это большая честь, что слоган моей организации взят из его текстов.

Про деньги и другие стимулы

Показатель успеха, конечно же, это не заработать денег, но заработать — это важно. Предприниматель должен зарабатывать деньги, этого не нужно стесняться, этого не нужно бояться, и иметь много денег — это хорошо, потому что деньги дают свободу. Деньги дают, главное, капитал для реинвестирования, для придумывания новых продуктов и для лучшего удовлетворения возрастающих потребностей потребителей. Деньги — это отлично и хорошо, но что по-настоящему дает драйв, силу и веру — это то, что ты можешь что-то поменять в этой жизни. Вообще-то, мне кажется, самое гениальное изобретение Бога — это смерть. Если бы не было смерти, вообще бы, мне кажется, ничего бы не было, мы бы не развивались. А когда ты живешь и каждый день думаешь, что, может быть, это твой последний день, то ты начинаешь жить по-другому, ты понимаешь, что ты должен что-то после себя оставить, ты должен что-то изменить, ты должен сделать какой-то героический поступок, ты должен что-то поменять, ты должен поменять мир.

Про Тинькофф банк

Вот мы, я считаю, Тинькофф банк, мы поменяли банковский мир. Вчера была панель, и мне было очень приятно и даже где-то неудобно слышать, когда там CEO "Вымпелкома" и ВТБ сказали, что "мы уволили часть менеджмента из-за тебя", Альфа-банк уволил часть менеджмента из-за меня и так далее — что мы поменяли банковскую индустрию, понимаете? То есть уже умереть не страшно, потому что мы поменяли полностью банковскую индустрию в этой отдельно взятой стране, а в общем-то и в мире. Потому что мы сказали, что не нужно никаких отделений, все услуги могут быть в одном приложении. Конечно, над нами смеялись... Но сейчас мы, по сути, четвертый розничный банк в России по размерам и самый большой в мире по числу клиентов, обслуживаемых из одного офиса,— 7 млн клиентов.

Об образовании

Дела с кадрами для цифровой экономики обстоят плохо. Россия неплохо смотрится на мировом диджитал-рынке благодаря таким компаниям, как "Яндекс", Mail, "Касперский", "Тинькофф"... Но это все задел советского времени. Наша высшая школа — математическая, прежде всего физическая, кибернетическая — она была сосредоточена вокруг военно-промышленного комплекса, и туда очень были большие сделаны инвестиции. И, естественно, этот задел начинает иссякать... А что дальше-то? Потому что нам нужно сейчас каждый год по 800 тыс. айтишников. Если вы зайдете на сайт HeadHunter.ru, то топ-10 самых оплачиваемых профессий будут все связаны с IT, все связаны с программированием. А университеты продолжают штамповать юристов, менеджеров. Нужна, конечно, глобальная реформа высшего образования и глобальная реформа даже уже среднего, потому что там все начинается. Нужны компьютеры, программирование, кибернетические школы — нужны нам в России... Страна задыхается, потому что весь форум, он вообще-то digital экономике посвящен. Мы говорим про цифровую экономику, а кто ее будет делать? Людей категорически не хватает.

Про Силиконовую долину

В 1957 году СССР запустил "Спутник". Это событие вызвало в США шок — там никто не ожидал, что другая нация может настолько превзойти Америку по развитию технологий. И это спровоцировало создание агентства перспективных исследований. То есть мы явились триггером всех американских новых технологий, и Силиконовой долины в том числе. Они настолько испугались, что создали агентство, они назвали его ARPA, далее переименованное в DARPA, то есть "D" добавили — "defence". Это было агентство по защите от советской, так сказать, технологической угрозы. И они создали при всех более или менее значимых университетах на территории США кибернетические программы. И дальше мы знаем: оттуда появился ARPANET, прародитель интернета, потом "Силиконовая долина" и так далее. То есть все, что сейчас имеют США, их технологическое лидерство, вот этот прорыв — это все было из-за нас, из-за нашего спутника. А мы стали безнадежно отставать после этого. Я считаю, что России пора создать аналогическое агентство по кибернетическому развитию, чтобы Владивостокский, Красноярский, Омский, Кемеровский, Томский, Новосибирский и другие университеты имели кафедры перспективных исследований в области математики, физики, computer science и так далее.

Про образовательные проекты "Тинькофф"

Мы единственная компания, у которой есть своя кафедра на Мехмате МГУ. Плюс у нас, как и у Сбербанка с "Яндексом", есть свои кафедры на физтехе. У нас собственная Финтех-школа Тинькофф, которая работает не только в Москве, но и в других городах. У нас по всей стране открыты центры разработки, их уже 10 по всей России. Но феномен, с которым мы столкнулись, что, когда мы начинаем работать с этими людьми в возрасте, скажем там, 3-4 курса, это уже поздно, то есть они уже немножко не те люди, испорченный продукт. Мы тогда сейчас спускаемся к первому курсу и понимаем, что и здесь уже... ну, конечно, до школы мы пока не доберемся, до средней... хотя инвестиции в школьников, инвестиции в образование, они окупаются и достаточно быстро.

Будет ли Тинькофф банк без Олега Тинькова

Есть миф застоявшийся, потому что я продал четыре бизнеса до этого, у меня было пиво, пельмени там разные, я продавал, покупал — а банку 12 лет уже, и он мне очень нравится. Я, во-первых, ничего не продаю, но такой миф существует: "Тинькофф без Тинькова — это вот как-то непонятно". Феномен заключается в том, что мое имя совпадает с брендом, и у многих идет смятение мозгов. Так вот, я вам авторитетно заявляю, что если меня не будет завтра в банке, ровно ничего не поменяется. Потому что у меня команда менеджеров абсолютно гениальна, абсолютно автономна. Я не занимаюсь операционным управлением, я занимаюсь стратегией. И мне кажется, это должно быть стыдно для предпринимателя, для владельца, для основателя — нанимать людей, которыми ты должен потом управлять и которым ты не доверяешь. Я нанимаю таких людей, которые самоорганизуемые, самоуправляемые и сами себя делают. И в этом наш секрет: у нас очень плоская структура, у нас нет ситуации "я начальник — ты дурак", как в советских или в российских компаниях. Мы в этом смысле очень американская компания: open space, демократия, либерализм. И наш успех в том, что у нас нет начальников в классическом понимании. Я вижу нашу атмосферу в офисе — я иду там, никто ко мне не выходит, не кланяется, нет чинопочитания, что вот Олег пришел — проходят, даже не здороваются зачастую, что меня, кстати, удивляет.

О споре с Михаилом Фридманом

У нас нет такого понятия, как совет директоров, я не был ни на одном совете директоров... Хотя Миша Фридман, мой друг, меня пугает, что с нашим ростом — а мы растем очень быстро — нам придется бюрократизироваться. А я считаю, что одна из проблем Альфа-банка — прекрасного конкурента, до которого нам еще далеко,— излишняя бюрократия. А он считает, что и у меня будет бюрократия. А я говорю: "Не будет". Очень интересно посмотреть через три года, чья точка зрения победит... Но я верю в построение большой организации без бюрократии.

О выборе сотрудников

Безусловно, профильное образование, если мы говорим не о предпринимателях, а о специалистах, очень важно. Но для меня это не определяющий факт. Для меня номер один — как человек мыслит. Если хотите, "совок" он или не "совок". Худшее, что человек может придумать,— прийти к нам на собеседование в галстуке... Галстуки, костюмы, умное закатывание глаз, желание понравиться — это атрибуты того, что нам его не нужно брать. Это советский человек. А хорошего человека мы и без образования возьмем.

Про Тинькофф банк, время и замкнутый круг

Мы вам экономим кучу времени, да. Я думаю, что можно смело сказать, что мы экономим, там, несколько часов в месяц. Ну а если сложить в года, это превращается, наверное, в недели и так далее. Вместо походов банк, разговоров с менеджерами ты все делаешь либо с телефона, либо с компьютера. Это огромная экономия времени, а время — это основной ресурс человека, это ценный ресурс. А во-вторых, не имея больших издержек, мы можем позволить предложить потребителю более дешевые, лучшие, изобильные продукты. А, соответственно, зарабатывая больше денег, мы можем нанимать все больше и больше талантливых людей, программистов, разработчиков, которые делают лучшие продукты, которые еще более важны для потребителя, и так далее. То есть такой вот замкнутый круг. То есть, чем ты лучше удовлетворяешь потребителя, тем ты больше зарабатываешь прибыли, чем ты больше зарабатываешь, тем ты больше инвестируешь в более качественных людей, потому что компания — это люди. Я не верю в компании-просто-бренды или что-то, компании — это люди. И чем лучше людей ты себе можешь позволить нанимать, чем более качественных людей ты можешь себе позволить нанимать, тем лучше твои продукты. И в этом смысле это вот такая замкнутая система.

Если бы Олег Тиньков был президентом...

Кадры — первое. Естественно, коренным образом надо менять советскую школу, оставить только лучшие элементы — математический и физический уклоны — а рудименты убирать. Это первое, что я бы изменил. Второе: я бы из предпринимателей стал делать героев и объяснял людям, что это мы, предприниматели, платим им пенсию из наших налогов. Это не глава правительства или Пенсионный фонд, а мы, предприниматели.

Давайте развивать нашу страну. Давайте создавать рабочие места. Давайте нанимать лучших людей. Давайте менять систему образования. То есть давайте страну менять начнем мы с вами. У нас лучшие кадры, лучшие люди, лучшие программисты, реально лучшие. То есть это идеальное место для приложения своих предпринимательских и других возможностей. Нужно самим стараться строить свою судьбу и не смотреть, там, на властей и думать: "Что они нам там дадут или что?" У них своя повестка, внешняя политика, макроэкономика. Мы давайте заниматься будем бизнесом, не ждите вы манны небесной, прошу вас.

"Образовательные программы стали одним из важнейших проектов банка"

О том, как Тинькофф банк готовит будущих сотрудников, какие образовательные программы реализует, с какими вузами сотрудничает и как поучаствовать в этих проектах, рассказал "Ъ" старший вице-президент по развитию бизнеса Тинькофф банка Артем Яманов.

Читать далее

Вся лента