Интернет-торговля меняет лоббиста
АКИТ получит новое руководство
Глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров покинет ее после двух с половиной лет руководства. АКИТ, известную инициативами по ужесточению правил игры на рынке, включая снижение беспошлинного порога, может возглавить ее исполнительный директор Артем Соколов, перешедший в ассоциацию из Coca-Cola. Сам господин Федоров планирует создать отраслевую организацию в сфере DIY.
Члены АКИТ 30 мая рассмотрят вопрос о прекращении полномочий Алексея Федорова в качестве президента ассоциации, сообщили “Ъ” два источника, знакомые с ходом подготовки собрания. Информацию подтвердил сам господин Федоров, по словам которого, это была его инициатива. «Когда я начал работу в АКИТ, перед интернет-торговлей стояли серьезные вызовы. Натиск зарубежных интернет-магазинов, китайских в первую очередь, поставил отечественный ритейл в позицию выживания. Выравнивание конкурентных преимуществ стало ключевой задачей АКИТ наряду с легализацией дистанционной торговли алкоголем, ювелирной продукцией, лекарственными препаратами»,— поясняет он. Сейчас же глобальные проблемы российской e-commerce «все-таки близки к окончательному решению», считает господин Федоров.
По информации “Ъ”, позицию президента АКИТ может занять нынешний исполнительный директор ассоциации Артем Соколов, перешедший туда в 2013 году из Coca-Cola.
Сам господин Федоров, по его словам, сосредоточится на развитии ГК «220 Вольт», где он является управляющим партнером, и DIY-индустрии (do-it-yourself, товары для дома и сада, строительные и отделочные материалы), для чего намерен инициировать создание профильной ассоциации. В нее войдут строительные сети и вендоры, а направлениями работы станут изменение таможенной тарифной политики, снижение пошлин, развитие добросовестной конкуренции и недопущение монополизации рынка.
Алексей Федоров возглавил АКИТ в сентябре 2015 года, сменив Дениса Людковского. Сегодня ассоциация объединяет 39 российских ритейлеров, среди которых «Детский мир», Ozon.ru, «М.Видео», «Эльдорадо», Lamoda, KupiVIP, re:Store и др. Деятельность АКИТ большинство опрошенных “Ъ” экспертов и участников рынка отечественной e-commerce оценивают в целом позитивно.
«Инициативы, реализованные АКИТ за последние три года, в значительной мере способствовали росту интернет-торговли в России»,— отмечает представитель «М.Видео» Валерия Андреева.
За время работы господина Федорова в АКИТ правительство, в частности, согласовало снижение порога беспошлинной торговли до €200 в России в 2019 году и до €500 в 2019 и €200 в 2020 году на территории Таможенного союза. На этапе второго чтения в Госдуме находятся поправки к закону «О защите прав потребителей», вводящие ответственность интернет-агрегаторов за информацию о товаре, услуге и продавце. На разных стадиях остаются легализация дистанционной торговли алкоголем, ювелирными изделиями и лекарственными препаратами. Главное достижение Алексея Федорова в том, что он добился обсуждения на высшем уровне регулирования трансграничной торговли, считает сооснователь Data Insight Федор Вирин. «Кроме того, АКИТ всегда продвигала идею регулирования самих интернет-магазинов как ритейла, их обеления, что рынку нужны единые условия, в частности равные правила налогообложения»,— отмечает он.
Руководитель развития клиентского сервиса Wildberries Кристина Доценко считает, что позитивными для рынка стали также введение онлайн-чеков при оплате в интернете и внесудебная блокировка сайтов—нарушителей интеллектуальной собственности. Другой собеседник “Ъ” на рынке онлайн-ритейла напоминает, что во многом благодаря руководству АКИТ инициатива по введению дня распродаж «черная пятница» стала общерыночной.
Объем рынка онлайн-ритейла в России по итогам 2017 года превысил 1 трлн руб., при этом темпы роста трансграничных покупок в интернет-магазинах снизились до уровня около 24% в год в деньгах (объем 374,3 млрд руб.) с 37% в 2016 году, оценивала сама АКИТ. Доля Китая традиционно составляет 90% среди покупок российских пользователей в иностранных интернет-магазинах.
Сколько стоит российский рынок интернет-ритейла
По итогам 2017 года объем российского рынка онлайн-ритейла преодолел отметку в 1 трлн руб., подсчитала Ассоциация компаний интернет-торговли. За минувший год рынок вырос только на 13%: это меньше, чем в 2016 году, когда этот показатель составил 21%. Снижение темпа роста может быть связано с замедлением в сегменте трансграничной торговли и общим спадом покупательной способности населения, полагают участники рынка. Но уже в этом году они ожидают нового ускорения роста интернет-ритейла в России.