Северная Корея превзошла США в предсказуемости

Ким Чен Ын готов встретиться с Дональдом Трампом, несмотря на его заявление об отмене саммита в Сингапуре

Лидер КНДР Ким Чен Ын готов встретиться с президентом США Дональдом Трампом, заявил в воскресенье южнокорейский президент Мун Джэ Ин. В субботу он неожиданно для всех провел вторую за месяц встречу с северокорейским коллегой, чтобы обсудить с ним политическую ситуацию в контексте отмененного 24 мая по инициативе Дональда Трампа американо-северокорейского саммита в Сингапуре. Со своей стороны, президент США как ни в чем не бывало сообщил, что Вашингтон и Пхеньян продолжают готовить встречу, которая пройдет, как и планировалось,12 июня.

Глава КНДР Ким Чен Ын и южнокорейский президент Мун Джэ Ин (справа)

Фото: The Presidential Blue House, Reuters

«Председатель Ким и я согласились в том, что встреча 12 июня должна пройти успешно, и что наш путь к денуклеаризации Корейского полуострова и вечному миру не должен прекращаться,— заявил Мун Джэ Ин на пресс-конференции.— Он еще раз подчеркнул свою приверженность полному ядерному разоружению». Впрочем, добавил южнокорейский президент, «председатель Ким не уверен, что может доверять американскому президенту в части гарантий безопасности в случае, если КНДР откажется от ядерного оружия». Ту же информацию подтвердило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), сообщив, что на встрече был достигнут «удовлетворительный консенсус».

Мун Джэ Ин провел пресс-конференцию по итогам встречи с Ким Чен Ыном, которая прошла в субботу в демилитаризованной зоне между двумя странами. «Встреча состоялась, поскольку мы решили, что личная беседа будет лучше разговора по телефону,— пояснил Мун Джэ Ин. — Все это соответствует (принятой в ходе первой встречи глав Южной и Северной Корей 27 апреля.— “Ъ”) Пханмунджомской декларации, в которой мы обещали увеличить частоту личных контактов».

Сама по себе встреча Мун Джэ Ина с Ким Чен Ыном стала большим сюрпризом: 16 мая КНДР неожиданно отменила намеченные на тот же день переговоры на высоком уровне между представителями двух Корей, сославшись на проходившие тогда американо-южнокорейские военные учения. В тот же день замглавы МИД КНДР Ким Гё Гван пригрозил отменить саммит в Сингапуре, если США не прекратят нести «воинственный вздор» и хотят разоружить КНДР «по ливийскому сценарию». А 24 мая президент США сообщил в официальном письме, что не считает проведение саммита возможным из-за «открытой враждебности», выраженной в заявлении ЦТАК 16 мая. Впрочем, уже в субботу Дональд Трамп заявил, что все не так плохо и две страны работают над тем, чтобы саммит состоялся, возможно, даже в ту же дату — 12 июня. Президент США пошел еще дальше, заявив как ни в чем не бывало, что «подготовка к саммиту идет очень хорошо» и «ориентироваться стоит на 12 июня». Команда президента США в начале этих выходных отбыла в Сингапур для подготовки проведения мероприятия.

Этот обмен угрозами и неожиданными заявлениями может заслонить главную интригу встречи двух руководителей: смогут ли главы США и КНДР выработать формулу, при которой Пхеньян получит гарантии безопасности, достаточные для того, чтобы отказаться от ядерного оружия. «Несмотря на то что оба лидера разделяют намерение (денуклеаризировать Корейский полуостров.— “Ъ”), они должны обсудить "дорожную карту" того, как достичь этой цели,— заметил Мун Джэ Ин.— Этот процесс будет очень тяжелым». Судя по заявлениям руководства США (особенно советника президента по нацбезопасности Джона Болтона), Вашингтон ждет от Пхеньяна ни много ни мало как полного отказа от ядерного оружия и доступа американских экспертов на все северокорейские ядерные объекты.

Северная Корея не согласится на такой вариант, и пока ей удается привлечь симпатии публики на свою сторону, полагает эксперт южнокорейского ASAN Institute for Policy Studies Го Мён Хён. «КНДР фактически ввела тестовую заморозку ядерных испытаний (23 мая.— “Ъ”) и взорвала полигон Пхунгери, сделав первый шаг навстречу США,— сообщил он “Ъ”.— Теперь Китай и Южная Корея не захотят вернуться к режиму максимального давления на Пхеньян, которого они придерживались до конца 2017 года». Сейчас, полагает господин Го, со стороны все выглядит так, будто «мяч находится на стороне США». «Удивительно, что мы до этого дошли, но сейчас Северная Корея выглядит куда более предсказуемой и рациональной, чем США»,— добавил он.

Михаил Коростиков

Фотогалерея

Северокорейская угроза

Смотреть

Вся лента