Искусство начало защищаться

Как можно уберечь экспонаты от вандалов

После повреждения картины Репина в Третьяковке Пушкинский музей усилил меры безопасности, рассказала «Коммерсантъ FM» рассказала его директор Марина Лошак. В пятницу посетитель Третьяковской галереи нанес несколько ударов по картине «Иван Грозный и сын его Иван». Полотно нуждается в реставрации, которую оценили в 500 тыс. руб. Как такое стало возможным и как охраняют свои экспонаты другие музеи, разбирались Арина Крючкова и Анастасия Парфенова.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Минувшая пятница стала для Третьяковской галереи по-настоящему черной. По неподтвержденной информации, поздним вечером уставшая смотрительница показала интересовавшемуся посетителю выставочного зала, где висит картина, на которой Иван Грозный убивает своего сына. До закрытия оставалось всего пять минут, и женщина якобы пригласила гостя проследовать с ней до выхода — он пошел. Но потом резко развернулся, побежал к полотну Ильи Репина, взял в руки тяжелый — около 2–3 кг — оградительный металлический столбик и начал бить по стеклу, закрывавшему картину.

Осколки прорвали холст в трех местах. Удар принял на себя и без того настрадавшийся царевич, пострадала и рама. Но самое главное — изображения лиц и рук повреждены не были. Нападавший Игорь Подпори, как оказалось, приехал из Воронежа. Ему 37 лет, прописки он не имеет, равно как и судимости. На этот поступок его толкнул алкоголь — 100 граммов водки он якобы выпил в буфете: «Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфет, выпил 100 граммов водки, и что-то… Водку не пью, вот и накрыло».

Правда, продавать алкоголь на культурных объектах запрещено. Возможно, нападавший пронес спиртное вместе с собой — но тогда это недочет службы охраны, как и отсутствие специальной защитной пленки, не дающей стеклу рассыпаться на осколки при ударе. Ее, по данным СМИ, в этом случае не было. Но такая пленка, как и стекло, мешают разглядеть картины, и многие музеи отказываются от такой защиты. О том, как обеспечивается сохранность экспонатов, «Коммерсантъ FM» рассказала директор Пушкинского музея Марина Лошак: «Должна быть нормальная охрана, которая проверяет людей. У нас, например, есть сейф при входе, там остаются горы вещей. Оказывается, люди ходят с огромным количеством холодного оружия. Должны быть очень правильно выстроены смотрители, от них очень многое зависит. Быстрая реакция, в каждом зале есть тревожная кнопка. Во всех музеях мира никаких особых ограждений нет, у нас тоже, если подойдешь слишком близко к вещи, раздается страшный гудок. Конечно, есть камеры, которые должны работать. Наш главный хранитель собрал совещание, еще раз с охраной проговаривали все обстоятельства возможного».

Ущерб картине «Иван Грозный и сын его Иван» оценили в 500 тыс. руб., полотно уже перемещено в реставрационный зал, все осколки удалены. Кстати, холст уже подвергался нападению — 105 лет назад: тогда психически нездоровый посетитель также трижды полоснул по ней ножом. Вандализм обернулся настоящей трагедией, когда из-за чувства вины с собой покончил один из смотрителей. С тех пор за «Иваном Грозным» следят особенно пристально. Но при этом, скорее всего, полотно не было застраховано, рассказал «Коммерсантъ FM» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: «Отечественные, насколько я знаю, страхуются в основном, когда выезжают за границу. Все большие выставки страхуются теми компаниями, которые имеют соответствующие компетенции. Что касается охраны здесь, то в основном ее нет, к сожалению. И оговорка такая, что у Минкульта нет на это бюджета. 500 тыс. руб. — такую сумму, конечно, и Минкульт найдет, и Третьяковская галерея».

Шансы на полное восстановление бесценного полотна оцениваются как высокие, а в отношении преступника уже заведено уголовное дело, и следующие три года он может провести в тюрьме. Примерно столько же эксперты отводят на реставрацию картине.

«Иван Грозный и сын его Иван» — не первая картина, подвергшаяся нападению. В 1985 году в Эрмитаже посетитель облил серной кислотой и порезал ножом полотно Рембрандта «Даная». А «Джоконду» Леонардо да Винчи после многочисленных попыток облить краской или закидать камнями поместили за бронированное стекло.

Вся лента