У Бориса Минца сложилось туманное «Будущее»
Почему миллиардер уехал в Великобританию
Миллиардер Борис Минц уехал в Лондон: бизнесмен покинул Россию вместе с семьей, сообщила газета «Ведомости». Основные активы Минца — инвестиционный холдинг O1 Group, владеющий недвижимостью, а также пенсионная группа «Будущее». Почему Борис Минц оставил дела в России и что теперь будет с его бизнесом? Об этом — Сергей Соболев.
«Ситуация сложилась напряженная, спокойнее уехать», — так собеседники «Ведомостей» объяснили переезд Бориса Минца за границу. В Лондон он прибыл не один: Великобританию выбрали и его три сына вместе с семьями. Прошлый год действительно принес бизнесмену много хлопот, и это напрямую отразилось на его доходах — Минц даже выбыл из рейтинга богатейших россиян по версии Forbes, а ведь еще в 2016-м он занимал там 6-ю строчку. Всему виной — радикальные изменения на банковском рынке. В августе ушел на санацию банк «Открытие». Акции и другие бумаги этой кредитной организации держали пенсионные фонды Минца. Кое-что продать успели, но не все. В итоге из-за спасения «Открытия» финансовая группа «Будущее» потеряла свыше 12 млрд руб.
Отъезд основного владельца плохо скажется на этом бизнесе, полагает руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Уже сейчас качество активов Минца вызывает вопросы, отметил эксперт: «Мы видели, что у фонда есть достаточно серьезные проблемы с активами, которые нужно было замещать. По всей видимости, эта проблема сохраняется, потому что косвенно о ней свидетельствуют большие убытки, которые фонд получил по итогам прошлого года. Согласно информации, которая была в прессе, у финансовой группы «Будущее» это сложный момент, потому что нужно обслуживать большой кредит, который брали под покупку пенсионных фондов, и там, видимо, тоже есть сложности с доступом к ликвидности, возможно, там будет смена акционера. Мне видится наиболее вероятным сценарий перехода контроля за долги на уровне холдинговой структуры».
Основной актив Бориса Минца — все-таки недвижимость. Его компания О1 Properties считается одним из крупнейших владельцев столичных офисов класса А. В портфеле 15 бизнес-центров, почти 750 тыс. кв. м. «Белая площадь» на Белорусской, «Легенда Цветного», «Silver City» на Серебрянической набережной — все эти сияющие стеклянные здания пока контролирует Борис Минц. Правда, его структуры уже допустили дефолты по некоторым выпускам облигаций, а сама O1 Properties может достаться кредитору за долги. Неясно, почему компания оказалась на грани краха, утверждает гендиректор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых. По его словам, девелоперский портфель Минца считается качественным: «Активы очень хорошие, заполняемость этих бизнес-центров очень высокая, вакантных площадей по 10%, по 5% где-то. Нет такого, что у него бедственная ситуация, что пустые здания стоят и никто аренду не платит. На мой взгляд, эти объекты должны ежемесячно приносить достаточно большой денежный поток, потому что в основном там крупные арендаторы, сетевые компании, и они не задерживают оплату. Конечно, объекты приобретались на кредитные деньги, кредитная нагрузка большая, но она как-то рассчитывалась. Единственное, у них могли быть кредиты в долларах, и не факт, что они смогли их рефинансировать по комфортному курсу. Если они не смогли договориться, вполне возможно, что просто на банки какое-то влияние могли оказать».
Контроль над O1 Properties может перейти кипрской RT&I. Структура близка к концерну «Россиум» и Московскому кредитному банку, который и давал займ Минцу. При этом RT&I также связывают с группой «Регион» и «Роснефтью». По оценкам газеты «Ведомости», за свою недвижимость Борис Минц может получить свыше $600 млн, но получит ли — вопрос. Зато миллиардер на практике проверит собственный тезис о современном бизнесе. Минц как-то утверждал: не большие съедают маленьких, а быстрые обгоняют медленных.
Представители O1 Group отказались комментировать, покинул ли Россию Борис Минц. Кредитор бизнесмена, кипрская компания RT&I, также оставил запрос без ответа. В группе «Регион» утверждают, что не имею отношения к зарубежной фирме.