«У нас ничего нельзя и одновременно все можно»

Дмитрий Дризе — о сигналах от чиновников

Александр Бастрыкин оговорился — посетовал, что в России не удается закрыть Instagram. Заявление взволновало пользователей социальных сетей. Позже Следственный комитет России (СКР) разъяснил, что руководитель ведомства имел в виду Telegram. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» считает, что оговорка главы СКР — вполне в духе современной России.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил на съезде уполномоченных по правам детей, где повторил тезис: против России ведется информационная война, и нужно защищать подрастающее поколение. Имеет смысл изучать иностранный опыт: вот, например, в Турции вместо «Яндекса» и Google есть своя информационная система для детей. Далее цитата: «А мы даже Instagram закрыть не можем. Между прочим, Instagram надо закрывать, потому что теракт в Ленинграде в прошлом году был совершен при помощи Instagram».

Общество в шоке. Сейчас и так существует нервозность по поводу того, что государство собирается закручивать гайки, прикрывать интернет. Что блокировка Telegram — это пробный шар. Следующими могут быть и Facebook, и Instagram, и другие социальные сети. Более того, Бастрыкин назвал Петербург Ленинградом — нет ли настроений во власти вернуть культурной столице прошлое название?

Но нет, Следственный комитет расшифровал на своем сайте речь своего руководителя — он оговорился, имел в виду, конечно, Telegram и город Санкт-Петербург. Но, как говорится, осадок остался.

Больше вопросов вызывает начало фразы — о создании вместо «Яндекса» и Google информационной системы для детей. Подобные предложения возникают периодически. Кстати, и «Яндекс», и Telegram — продукты российских разработчиков. Но в данном случае речь, видимо, идет о новой системе под полным контролем силовиков, чтобы они сами решали — что можно детям, а что нет. Раз мы до сих пор Telegram заблокировать не можем — значит, нужно действовать еще жестче.

Интересный факт: Telegram-канал Следственного комитета по-прежнему работает и рекламирует в опальном мессенджере другой ресурс. Это по-своему символично: у нас ничего нельзя и одновременно все можно, гайки до конца не закручиваются. На что и сетует Александр Бастрыкин. Но совсем жестко мы не можем, потому что заявили цифровизацию и гибкую экономику.

Тем не менее, при любой оговорке высокого чиновника неизбежно придется нервно вздрагивать.

Вся лента