Цены на бензин не снижают скорость
Что стимулирует рост стоимости топлива
В Москве снова резко подскочили цены на бензин: за прошлую неделю на столичных заправках он подорожал почти на рубль, сообщили в Московской топливной ассоциации. Так, литр АИ-92 стоит 42,2 руб, а АИ-95 — 45,5 руб.
Причиной скачка цен стала налоговая политика государства, заявил «Коммерсантъ FM» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «Это последствия реализации так называемого маневра, который был введен в ТЭК с 1 января 2015 года. Еще когда обсуждали, высказывалось предположение, что если вдруг мировые цены на нефть именно такими темпами начнут подниматься, мы встретимся с тем, что сейчас и происходит. Плюс еще вместо снижения акцизов в течение проведения налогового маневра, наоборот, их повышали. Если бы все соответствовало параметрам, которые намечались, то акцизы бы сегодня на бензин должны были быть не более 4,5 тыс. рублей за тонну, а на дизеле — 2,8 тыс. Но сейчас они почти в два с половиной раза выше».
Цены на топливо продолжат быстрый рост как минимум до середины июня, считает генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: «Стабилизация, если и произойдет, то нужно понимать, исходя из экономики, что произойдет не на текущих, а на более высоких ценовых уровнях — я сейчас говорю про розницу. А дальше все будет, по сути, зависеть как от налоговых решений, что дальше будет с акцизами, что дальше будет с мировыми ценами на нефть и нефтепродукты, что дальше будет с курсом рубля. Еще несколько недель такого роста, как на прошлой неделе, практически гарантированы, к сожалению».
Из-за резкого роста цен в последние месяцы правительство решило впервые с 2015 года снизить акцизы. Глава Минфина ранее отмечал, что этот шаг лишит бюджет порядка 140 млрд рублей. Однако такие меры не помогут замедлить рост цен, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов: «Вынужденные меры по снижению акциза радикально решить эту ситуацию вряд ли способны по той простой причине, что за долгий период накоплена негативная тенденция, дисбаланс между спросом и предложением, диспаритет цены на мелком опыте и на рознице. У нас систематически возникает ситуация, где закупочные цены либо уравниваются с ценами реализации, либо, как сейчас, опт становится дороже розницы. Соответственно, это снижение способно лишь несколько компенсировать тот самый стремительный рост, несколько сдержать темпы данного роста».
Тем временем, в Госдуме уже призвали проверить обоснованность повышения цен на бензин. Как заявил «РИА Новости» зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских, ФАС должна затребовать информацию о расходах поставщиков топлива.