Сирия продемонстрировала независимость от Грузии

Признание Абхазии и Южной Осетии рассорило Дамаск с Тбилиси

МИД Грузии во вторник объявило о разрыве дипломатических отношений с Сирией. Это произошло после того, как Дамаск признал независимость Абхазии и Южной Осетии, став пятым государством, отказавшимся считать эти регионы грузинской территорией. При этом собеседники “Ъ” как в Грузии, так и в Абхазии отмечают, что непосредственное отношение к решению Дамаска имеет российская дипломатия.

Министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе

Фото: AP

«Мы приобрели еще одного партнера»

«Республика Южная Осетия и Сирийская Арабская Республика, подтверждая свою приверженность основополагающим принципам международного права, стремясь к установлению и развитию полномасштабного политического, экономического и культурного сотрудничества и взаимодействия между двумя государствами на благо их народов, действуя в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 23 апреля 1963 года, объявляют о взаимном признании и установлении дипломатических отношений между двумя странами на уровне посольств»,— говорится в сообщении, опубликованном МИД Южной Осетии. Аналогичное сообщение, в котором упоминается «общее стремление развивать отношения во всех областях», выпустило и внешнеполитическое ведомство Абхазии.

26 августа 2008 года независимость Южной Осетии и Абхазии от Грузии признала Россия. Позднее на такой же шаг пошли Венесуэла, Никарагуа и Науру. В 2011 году независимость республик признали также Тувалу и Вануату, но затем они свое решение отозвали в связи с установлением отношений с Тбилиси.

«В лице Сирии мы приобрели еще одного партнера и еще одно государство, которое поддерживает курс на независимость нашей республики»,— заявил агентству ТАСС глава МИД Абхазии Даур Кове, назвав договоренность с Дамаском «началом долгого пути». «Впереди у нас большая кропотливая работа, направленная на установление полноформатного межгосударственного общения, в котором будут задействованы все министерства, ведомства, организации»,— отметил господин Кове. Власти двух бывших грузинских республик во вторник рассказали о перспективах скорого открытия посольств в Сирии, а также визитов на высшем уровне.

Абхазский депутат Омар Джинджолия заверил “Ъ”, что на парламентском уровне отношения уже налажены — группа сирийских депутатов два месяца назад провела в Абхазии несколько дней. «Приятно, что ответный визит пройдет в условиях взаимного признания. Мы сможем приехать и сказать спасибо сирийскому народу»,— отметил собеседник “Ъ”. Депутат также заверил, что речь не идет о символическом жесте, так как «Сирия ближе, чем Венесуэла и Никарагуа» и с ней может начаться широкое экономическое сотрудничество, «начиная сферой туризма и заканчивая строительством».

Решение Дамаска, как заявил в беседе с «РИА Новости» заместитель главы МИД Абхазии Кан Тания, важно и с гуманитарной точки зрения: «Большое количество репатриантов абхазского происхождения, вернувшихся из Сирии, находятся на территории Абхазии. Определенное количество представителей абхазской диаспоры проживают в Сирии, и дипломатическое признание Абхазии Сирией, конечно же, облегчит их взаимодействие».

«Мы готовы налаживать самые тесные политические, экономические и культурные связи, развивать гуманитарное сотрудничество»,— заявил в свою очередь президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, отметив: «С каждым годом все больше стран станут учитывать политические реалии, сложившиеся в Закавказье».

А посол России в Абхазии Алексей Двинянин заверил: сотрудники его диппредставительства и в целом МИД РФ и «дальше будут прилагать все усилия для дальнейшего политического признания Абхазии». То же самое, как утверждают российские дипломаты, касается и Южной Осетии.

«Режим Асада поддержал военную агрессию России»

Между тем Грузию шаг Дамаска ожидаемо возмутил. Первым отреагировал глава МИДа Михаил Джанелидзе. Назвав решение Дамаска «грубейшим нарушением фундаментальных норм международного права», министр выразил уверенность, что Сирия признала независимость бывших грузинских автономий «в результате манипуляции со стороны Российской Федерации». «Признав так называемую независимость неотъемлемых частей Грузии — Абхазии и Южной Осетии,— режим Асада (президента Сирии Башара Асада.— “Ъ”) поддержал военную агрессию России против нашей страны, оккупацию и этнические чистки»,— отметил Михаил Джанелидзе.

Через час после того, как заявление министра иностранных дел появилось на официальном сайте ведомства, его заместитель Давид Дондуа на специальном брифинге сообщил: Тбилиси «начинает процедуры по разрыву дипломатических отношений с Сирийской Арабской Республикой» и обращается к международному сообществу с просьбой «дать должную оценку действиям Сирии и России».

Сирийского посольства в Грузии нет, как и грузинского в Дамаске. Две страны осуществляли дипломатические контакты через третьи государства, поэтому до высылки послов не дойдет. Однако заявления в Тбилиси звучат очень резкие. Например, бывший министр иностранных дел, депутат Саломе Зурабишвили назвала Сирию «позорным государством», которое «не поддерживается собственным народом и является марионеткой Москвы». А лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе призвал соотечественников не очень переживать по поводу решения Дамаска. «Просто один режим признал другие режимы, подобные себе, вот и все»,— заявил он.

Бывший грузинский министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили, долгие годы занимавшийся проблематикой Абхазии и Южной Осетии, сказал “Ъ”: переоценивать решение Башара Асада не стоит, но опасно и недооценить последствия признания Абхазии и Южной Осетии одной из мусульманских стран. «Асад нанес удар в первую очередь по интересам своей собственной страны»,— заявил собеседник “Ъ”, пояснив: «Есть множество государств, которые не прочь признать ряд регионов, отколовшихся от Сирии, а Дамаск собственноручно создал для них прецедент своим решением». При этом господин Закареишвили выразил сомнение, что примеру Дамаска последуют другие восточные государства. «Но с ними все-таки надо активно работать»,— добавил эксперт.

«Мы работаем, но работают и наши соперники,— говорил в 2013 году в интервью “Ъ” посол Абхазии в Венесуэле (и по совместительству в Никарагуа.— “Ъ”) Заур Гваджава, отвечая на вопрос об отсутствии новой волны признаний независимости. — Абхазия — маленькое государство, а на него ополчились и США, и весь Евросоюз. Бывало, что где-то все начиналось налаживаться, но вдруг нас опережали». Дипломат рассказал одну из таких историй: «В свое время президент Эквадора Рафаэль Корреа приехал в Москву, и у него спросили, не собирается ли Кито признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Он сказал, что рассмотрит эту просьбу, если она поступит ему. Но пока мы довели свою просьбу до эквадорского МИДа, там уже были грузины. Нечто подобное произошло и с Доминиканской Республикой. Одно время она была готова признать нас, но что-то не сложилось, где-то недоработали».

При этом Заур Гваджава заверил, что признания независимости республики «еще будут». На воплощение этого тезиса в жизнь потребовалось пять лет.

Павел Тарасенко; Георгий Двали, Тбилиси

Фотогалерея

Пятидневная война

Смотреть

Вся лента