Российские бизнесмены предпочитают судиться по-английски
Почему растет число обращений в британские инстанции
Россияне вошли в тройку самых активных спорщиков в британских судах — статистику приводит консалтинговое агентство Portland, которое проанализировало разбирательства в Коммерческом суде Англии и Уэльса, подразделении Высокого суда Лондона. Почему россияне предпочитают судиться по-английски? Тему продолжат Юлия Кошкина и Александр Ляпин.
Старый, респектабельный, справедливый — именно такие ассоциации возникают, когда речь заходит про британский суд. Особенную любовь к нему испытывают бизнесмены, в том числе из России. За последний год Коммерческий суд Англии и Уэльса вынес решения по 20 делам россиян. Больше исков только от граждан и компаний Казахстана, а также самих британцев. Еще десятки обращений находятся на стадии рассмотрения.Такая статистика отчасти объясняется эмиграцией, отметил партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов:
«Великобритания, Лондон в частности — это популярное место жительства граждан России, которые получают инвестиционные визы, временно находятся там по каким-то другим основаниям, покупают там недвижимость, это удобное место для эмиграции, поэтому очень часто в юрисдикцию английских судов попадают споры с участием российских граждан именно в связи с тем, что они туда просто перебрались».
Судиться в Лондоне предпочитают и те, кто далеко от него. Многие контракты фирмы оформляют по английскому праву, а значит, спор находится в компетенции британских судов. Для разбирательства за границей обычно нанимают местных юристов — только у них есть разрешение выступать в различных инстанциях и готовить документы. Российские юридические фирмы тоже участвуют в подобных процессах, но их основная задача — донести требования клиентов до специалистов-иностранцев.
Бизнес предпочитает судиться в Британии, потому что не всегда доверяет отечественным инстанциям, утверждает партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич:
«Достаточно часто обращение в английские суды идет в ситуации, когда нет возможности, либо неэффективно обращаться в российский суд. Например, должник скрылся от кредиторов, уехал из Российской Федерации или какое-либо имущество находится в Великобритании или странах ЕС. Кроме того, английские суды могут давать эффективные и быстрые обеспечительные меры по замораживанию всего имущества должника. И достаточно просто получить возмещение расходов на судебное разбирательство».
Российских бизнесменов даже не останавливают высокие расходы на судебные тяжбы в Великобритании, хотя траты на разбирательство могут достигать десятков миллионов долларов. Причем британские суды расторопностью не отличаются.
Споры в Лондоне «потянет» только крупный бизнес. Для остальных же выбор британской юрисдикции не всегда оправдан, считает партнер компании «ФБК Право» Александр Ермоленко:
«Это, естественно, гораздо дороже, чем принято у нас, зачастую неоправданно дорого. Когда мы принимаем решение ту или иную сделку оформить по английскому праву, судиться в английском суде, то мы сразу должны оценить. Вообще расходы на ведение этих дел в судах в случае чего насколько сопоставимы с объемом сделки. Самое дорогое — это работа адвокатов обычно. Допустим, ставка российского юриста $150-200, английского юриста — 500 фунтов в час».
Если для россиян процессы в Лондоне — это дорого, но престижно, то для британских судей — познавательно. Например, пятилетний спор между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем существенно обогатил словарь арбитров: благодаря российским бизнесменам в правовой системе Великобритании официально закрепились такие понятия, как «крыша» и «кинуть».
За последний финансовый год число спорщиков в Коммерческом суде Великобритании выросло на 22%, почти 60% обращений подали иностранцы.