Чертово колесо
Новый аттракцион высотой 170 метров может разместиться в самом центре Петербурга
Комитет по инвестициям Петербурга совместно с инвестором, имя которого пока не называется, рассматривает три основные локации для размещения колеса обозрения 170 метров в высоту и стоимостью около 9,5 млрд рублей. Выбор делается между Петровской, Английской и Университетской набережными, но точные адреса в комитете не сообщают. Во всех этих местах построить такой высотный объект невозможно, потому что это противоречит законодательству в области охраны памятников, отмечают градозащитники. Существующие нормы вряд ли смогут поменять под этот проект, отмечают эксперты.
Как сообщили “Ъ-СПб” в комитете по инвестициям Петербурга, ранее ведомство рассмотрело 17 различных земельных участков на соответствие заявленным целям и параметрам проекта. «В настоящий момент совместно с инвестором рассматриваются три основные локации: Петровская набережная, Английская набережная, Университетская набережная»,— пояснили в комитете по инвестициям. В структуре Смольного добавили, что по согласованию с КГИОП сейчас готовится обосновывающая часть проекта с 3D-эскизами. Готовые эскизы не позднее июля текущего года будут переданы на рассмотрение в Совет по сохранению культурного наследия Петербурга для выбора наиболее подходящего для строительства участка. Оттуда пакет документов должен быть направлен в комиссию по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам при КГА, а затем — в КГИОП для рассмотрения и подготовки изменений в закон N 820-7 Санкт-Петербурга («О границах объединенных зон охраны объектов...») по выбранному для реализации проекта земельному участку. Затем эти изменения затем будут предложены на рассмотрение ЗакСу Петербурга.
Проект колеса обозрения высотой 170 метров был представлен в рамках ПМЭФ-2017. Размер участка под проект составит 3,2 га. По планам инвестора вокруг разместится гостиница на 150 номеров класса «три-четыре звезды», торговый комплекс и креативное пространство. Объем инвестиций в проект оценивается на уровне 9 млрд рублей. Предварительная стоимость посещения оценивается в 1000 рублей. Срок реализации проекта — от трех до пяти лет. Потенциальный инвестор проекта до сих пор не назван. Модератором проекта и консультантом выступает компания NAI Becar. Ранее СМИ одним из компаньонов при реализации проекта колеса обозрения в Петербурге называли компанию «Союз Маринс Групп». Но в NAI Becar отказались как-то комментировать данную тему, отметив, что «инвестор будет назван, как только будет выбран участок».
В NAI Becar “Ъ-СПб” сообщили, что инвестор действительно сохраняет планы и желание построить колесо обозрения в Петербурге.
«Мы выбрали три локации как наилучшие для реализации проекта. Локации выбраны как оптимальные по ряду серьезных параметров: с точки зрения наличия туристических маршрутов, доступа к достопримечательностям города, маршрутам экскурсионных автобусов, доступу к воде и транспортным артериям. Пройдут ли эти локации согласование или нет, будет зависеть от множества вопросов и согласований целого ряда инстанций. В настоящий момент мы готовим обоснования и выходим с ними на первый этап защиты проекта перед государством»,— прокомментировали в NAI Becar.
В компании отметили, что рассматривают несколько параметров высотности, «в том числе и для того чтобы хотя бы по одному из них пройти согласование». Но по данным “Ъ-СПб”, речь не идет о значительном снижении параметров объекта.
Как ранее сообщал “Ъ-СПб”, изначально Смольный запустил голосование жителей по поводу того, где лучше разместить подобный объект. Большая часть опрошенных в качестве локации выбрала парк 300-летия Петербурга. В октябре 2017 года председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк сообщала “Ъ-СПб” о том, что колесо обозрения могут построить на намывных территориях Васильевского острова (локация новой сложившейся панорамы — стадиона «Санкт-Петербург», ЗСД, «Лахта-центра»), и прогнозировала, что окончательно локация будет выбрана до конца 2017 года. Но, по данным “Ъ-СПб”, инвестор отклонил этот участок, так как опасается конкуренции со стороны «Лахта-центра» — на башне будет обустроена смотровая площадка на отметке 360 метров.
Сегодня по всему миру построено порядка 10 высотных колес обозрения. Самое высокое колесо — 210 метров — в настоящий момент строится в Дубае. Кроме того, высотные колеса расположены в Лас-Вегасе (167 м), Сингапуре (165 м), Наньчане (160 м), Лондоне (135 м) и Орландо (122 м). Рекордсменом по высотности в России является аттракцион в Лазаревском парке города Сочи (83 м), а в Петербурге он расположен в парке "Диво-Остров" на Крестовском острове (55 м).
«Совершенно очевидно, что ни Английская набережная, ни Университетская набережная, ни даже Петровская набережная абсолютно не подходят для размещения 170-метрового объекта. Это настолько абсурдно, что нечего даже обсуждать»,— прокомментировал заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. По его словам, центральная часть Петербурга — это территория объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь гармоничные панорамы, которые являются универсальной ценностью. Частично в локациях трех этих набережных находится охранная зона, где в принципе новое строительство запрещено. Но даже там, где есть зона регулируемой застройки, максимальное разрешенная высота возводимых объектов составляет 40 метров, пояснил Александр Кононов. «На моей памяти в этих локациях не было никаких пятен, где можно было строить новый объект»,— заключил эксперт.
«Это системная позиция комитета по инвестициям. Например, он уже дважды предлагал под мусороперерабатывающее предприятие территории, которые не предназначены под эти цели, и требовал изменений в законодательстве,— прокомментировал ситуацию директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.— Даже под мост Бетанкура, который нужен городу для ЧМ-2018, закон корректировать не стали (проект моста снизили с 93,3 м до 44 м из-за требований законодательства об охране памятников.— “Ъ-СПб”). Проще сменить любого чиновника, не исполняющего закон, чем законы под каждого из них». Говоря о более подходящем месте для колеса обозрения в Петербурге, господин Карпов отметил, что наиболее уместно его будет построить на юге города. «В центре — нельзя, а учитывая печальный опыт "Лахта-центра", который сейчас видно отовсюду, размещать колесо обозрения на севере города не надо. Можно на юге. Но другой вопрос — что оттуда можно увидеть»,— подытожил господин Карпов.