«Саратовские авиалинии» больше не взлетят
Компания-владелец разбившегося Ан-148 прекращает работу
Несмотря на предпринятые «Саратовскими авиалиниями» усилия по сохранению сертификата эксплуатанта и поддержку властей региона, авиакомпания все же прекратит полеты. После того как Ан-148 этой компании разбился в феврале, Росавиация решила прекратить деятельность перевозчика. За день до окончания действия сертификата регулятор решил передать маршрутную сеть «Саратовских авиалиний» другим авиакомпаниям. Минтранс обещал не допустить сбоев в перевозках пассажиров и проследить за возвратом денег за уже приобретенные билеты.
Минтранс 29 мая сообщил, что поручил Росавиации возобновить работу оперативного штаба, чтобы не допустить сбоев при перевозках пассажиров, купивших билеты на рейсы «Саратовских авиалиний». Сам перевозчик сообщил в тот же день вечером, что от Росавиации так и не поступило официальных уведомлений о решении в отношении авиакомпании, поэтому с 30 мая авиакомпания отменит все рейсы. Минтранс во вторник также сообщил, что Росавиация проработает маршрутную сеть «Саратовских авиалиний» и определит ответственных за перевозку пассажиров на конкретных маршрутах. Также агентство оценит финансовые возможности авиакомпании по возврату средств пассажирам, добровольно отказавшимся от перевозки, а также по выплатам персоналу (1,2 тыс. сотрудников). Минтранс поручил Росавиации оценить возможность господдержки и представить предложения по использованию зарезервированных средств внебюджетных источников. Росавиация откроет горячую линию для обращений пассажиров и оперативного решения вопросов.
Чем известна авиакомпания «Саратовские авиалинии»
Проблемы у «Саратовских авиалиний» начались в феврале после катастрофы в Подмосковье их Ан-148, унесшей жизни 71 человека. Росавиация несколько раз ограничивала действие сертификата эксплуатанта (основной документ, дающий право на коммерческие полеты) авиакомпании, но она продолжала работу и получала новые воздушные суда. В середине апреля «Саратовские авиалинии» даже решились на ребрендинг, сменили ливрею самолетов и теперь летают под товарным знаком «Иволга». Тем не менее первое решение об остановке и массовом увольнении сотрудников было объявлено перевозчиком еще 17 мая на основании письма главы управления регулирования перевозок Росавиации Андрея Круглова. Но уже 18 мая совет директоров компании провел экстренное заседание, рассмотрев выполнение требований госорганов для снятия ограничения сертификата. Также перевозчик сократил половину чартерной программы.
Источники “Ъ”, близкие к ситуации, говорят, что борьба за выживание авиакомпании продолжалась до последнего момента.
Федеральные регуляторы явно были готовы лишить «Саратовские авиалинии» права на полеты. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев обращался за поддержкой к новому министру транспорта Евгению Дитриху и к председателю Госдумы, выходцу из региона Вячеславу Володину. Параллельно авиакомпания устраняла недостатки, выявленные в ее летной работе.
По словам собеседников “Ъ”, решение руководства Росавиации обсуждалось на совещании в Минтрансе 29 мая вечером. Одним из высказанных агентством аргументов была возможность передачи маршрутной сети и парка другим авиакомпаниям, например казанской «ЮВТ-Аэро», говорит источник “Ъ”. Вопросы к работе перевозчика могли быть связаны и с тем, что второй пилот разбившегося в феврале Ан-148 проходил переобучение из бортпроводника в летчики в крупнейшей частной авиашколе России — Челябинском летном училище гражданской авиации (ЧЛУГА, или «Челавиа»). До 2016 года Росавиация выдавала его выпускникам пилотские свидетельства, но после того как в августе 2016 года истек срок действия сертификата ЧЛУГА на переподготовку, агентство отказалось его продлевать. Затем ведомство пыталось полностью остановить учебные программы ЧЛУГА, в том числе путем обращений в прокуратуру, Ространснадзор, Рособрнадзор.