Железные дороги приговорили к скидкам
ФАС разработала новые правила тарифов ОАО РЖД
Как выяснил “Ъ”, ФАС разработала новый подход к железнодорожным тарифам. В числе прочего они фиксируют долгосрочную надбавку к тарифу ОАО РЖД в 2% на семь лет и еще в 1,5% на три года. Также ФАС представила новые правила, по которым ОАО РЖД дает клиентам скидки к тарифам. До сих пор у монополии было право предоставлять дисконт, но теперь регулятор предложил сделать это обязанностью, если клиент рассчитал экономический эффект от роста перевозок по предложенной формуле. Но правила устроены так, что владельцы дешевых грузов смогут требовать льготу, даже когда прибыль ОАО РЖД от перевозки не покрывает его затрат.
ФАС разослала профильным организациям проекты приказов по тарифному регулированию на железных дорогах, ответа служба ожидает до 1 июня. В проектах (“Ъ” ознакомился с ними) закрепляется до 2025 года включительно надбавка в 2% к тарифам ОАО РЖД на капремонт инфраструктуры. Она в первый раз была введена на 2017 год как однократная мера и потом возобновлена. Согласно предложениям ФАС, дополнительная надбавка еще в 1,5% на компенсацию налоговых изменений, введенная в этом году, будет действовать и в 2019–2021 годах.
4,8 процента
составил рост погрузки угля на сети ОАО РЖД в январе—апреле — до 125,6 млн тонн
Долгосрочные надбавки закреплены распоряжением правительства в декабре 2017 года, а дополнительные условия их предоставления расписаны в предписаниях ФАС в адрес ОАО РЖД и его дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК). Среди них приведение тарифов ФГК на полувагоны в соответствие с экономически обоснованным уровнем (методику его вычисления поручено создать ФГК и ОАО РЖД и согласовать с ФАС) и приоритетное обслуживание ФГК внутреннего рынка, что менее выгодно, чем предоставление вагонов под экспортные грузы.
Как пояснили “Ъ” в ФГК, компания разработала методику определения экономически обоснованной цены, которая была согласована с ОАО РЖД и направлена его Совету потребителей.
«Насколько нам известно, совет рассмотрел данную методику»,— сказали “Ъ” в компании. Источник “Ъ” на рынке говорит, что Совет потребителей против введения регулирования тарифов железнодорожных операторов. Но, по его словам, даже если такое решение будет принято, в совете считают необходимым разработать предельную цену расчета: ставку ниже ее оператор вправе устанавливать самостоятельно, ФАС не должна вмешиваться. Минтранс ранее говорил, что против регулирования цены в конкурентном сегменте (теперь ведомство комментариев не предоставило).
В ФАС “Ъ” пояснили, что вопросы по установлению надбавок к железнодорожным тарифам реализуются по прямым поручениям правительства.
По мнению ОАО РЖД, ФАС пытается ввести ряд дополнительных поведенческих условий для применения целевых надбавок, не предусмотренных распоряжением правительства и не имеющих отношения к их целевому назначению — например, установить «за счет» ОАО РЖД пониженные тарифы для перевозок по отдельным направлениям без компенсации потерь в доходах, уже учтенных в согласованном с правительством финплане монополии. Предложения требуют дополнительной оценки на соответствие нормативной базе и обосновывающих пояснений со стороны ФАС, полагают в монополии.
Основное новшество в проектах, говорит источник “Ъ” на рынке,— новые правила предоставления ОАО РЖД скидок в рамках «тарифного коридора».
Сейчас монополия имеет право давать скидки (до 50% для дорогих грузов второго-третьего классов и до 14% для грузов первого класса на коротких плечах) или надбавки до 8% к тарифу ФАС на грузоперевозки. Сегодня, поясняет собеседник “Ъ”, при предоставлении скидок ОАО РЖД руководствуется внутренними правилами, а с вступлением в силу нового порядка будет обязано публиковать расчеты себестоимости по направлениям. Исходя из них клиент должен будет рассчитать экономический эффект ОАО РЖД и с этими расчетами обращаться за скидкой, а монополия уже не сможет ему отказать.
Конструкция «тарифного коридора», замечает собеседник “Ъ”, предполагает право, а не обязанность ОАО РЖД предоставлять скидку. «ФАС предлагает заменить право на тарифное стимулирование перевозок при экономической эффективности для компании на обязанность предоставления скидок на любой дополнительный объем,— соглашаются в ОАО РЖД.— Это противоречит международным договоренностям ЕАЭС». При этом, добавляют в ОАО РЖД, отсутствует четкий порядок определения объема грузов, некорректен механизм подготовки ТЭО решения.
Источник “Ъ” отмечает, что в правилах содержится крайне упрощенный подход к расчету скидки. Так, отражения не нашла ситуация, в которой клиент и ОАО РЖД договариваются о фиксированном объеме перевозок в течение пяти лет с пятилетней скидкой, а на третий год клиент решает, что продолжать перевозки нецелесообразно. Также не рассматривается полный грузопоток клиента, а только грузопоток по направлениям, что дает клиенту возможность претендовать на скидку даже в том случае, если он просто перебросил грузы с направления на направление.
Более того, отмечает собеседник “Ъ”, если по дорогим грузам при расчете выручки от скидки используется полная себестоимость перевозки, то по дешевым грузам первого класса (уголь, руда, щебень и т. д.) — только зависимые издержки. «Выходит, что можно наращивать объемы перевозки грузов первого класса и, даже если выручка не покрывает полных затрат, все равно получать скидки»,— говорит собеседник “Ъ”. Перевозки угля, сегодня высокорентабельные как для экспортеров, так и для операторов вагонов, для железной дороги неприбыльны или убыточны. ОАО РЖД постоянно заявляет о выпадающих доходах от обесценения грузовой базы (уголь вытесняет более дорогие грузы, уходящие на другие виды транспорта).
«Дискуссия ведется вокруг способа расчета и распределения эффекта от наращивания грузовой базы,— сказал советник руководителя ФАС Павел Шпилевой.— Документ предложен для публичной дискуссии и, безусловно, будет дорабатываться с учетом позиции грузоотправителей и ОАО РЖД».