Сбор с хозяйствующих субъектов
Мэрия Перми готовится к эксперименту на городских автобусных маршрутах с 15 декабря
С 15 декабря в Перми может начаться эксперимент по работе муниципального общественного транспорта. К этому времени администрации города намерена провести торги по покупке транспортной работы на десяти маршрутах, плата за проезд в которых будет поступать напрямую в бюджет. Предполагается, что проект реформы транспортной отрасли должен быть рассмотрен депутатами гордумы уже в августе.
Сегодня в рамках заседания рабочей группы по развитию отрасли пассажирских перевозок депутаты и представители администрации Перми обсудили план перехода к организации пассажирских перевозок на регулярных маршрутах города, предусматривающих перечисление платы за проезд в бюджет, а у перевозчиков будут закупаться определенные объемы транспортной работы. Разработчиком системы выступает МКУ «Гортранс». По их подсчетам, при такой модели экономия бюджета может составить 0,3 млрд руб. при условии роста тарифа до 25 руб. Экономия сложится за счет того, что бюджету не придется покрывать разницу перевозчику от недополученных доходов. Расчеты будут производиться исходя из стоимости авточаса, независимо от прибыльности или убыточности маршрутов. Таким образом, для перевозчика не будет иметь значение уровень дохода на маршруте. Аккумулирование выручки в бюджете позволит оплачивать транспортную работу на убыточных маршрутах за счет более высокой выручки на прибыльных.
Пока нерешенным остается вопрос организации сбора выручки на маршрутах. Рассматривается три варианта: оставить кондукторов в штате перевозчиков, создать отдельную организацию для сбора выручки или перейти на безкондукторную систему оплаты. Первые два варианта потребуют дополнительных затрат бюджета в размере 812 и 955 млн руб. соответственно для содержания штата кондукторов. Также создание отдельного муниципального предприятия потребует проведения конкурсных процедур для его наделения правом сбора выручки. Перспективным вариантом разработчики считают переход на бескондукторную систему, но ее внедрение сопряжено с высокими рисками появления безбилетного проезда. Поэтому планируется сохранить кондукторов в штате перевозчиков, как минимум в течение ближайших 3-5 лет. Для повышения контроля за работой кондукторов и сокращения оборота наличных денежных средств предлагается создать систему безналичной оплаты проезда. Сейчас на краевом уровне планируется создание единой краевой системы безналичной оплаты проезда, но пока нет ни сроков, ни технического задания. Поэтому городские власти могут создать временную систему с возможностью последующей интеграции в краевую.
Провести эксперимент по новой схеме взаимоотношения с перевозчиками мэрия планирует уже в этом году. Истекает срок действия договоров на четырех маршрутах (№3, 36, 60 и 62), еще на шести маршрутах (№4, 14, 27, 42, 63 и 75) возможно расторжение договоров из-за несоответствия экологическому классу автобусов. По данным маршрутам, а также маршрутам ГЭТ возможен эксперимент по перечислению выручки в бюджет, начиная с 15 декабря. Для этого необходимо не позднее августа вынести проект на рассмотрение Пермской гордумой. Это позволит в сентябре–ноябре провести торги. Полный переход на новую модель взаимоотношения с перевозчиками власти Перми планируют осуществить к 2020 году.
По данным «Ъ-Прикамье», предполагается, что в результате эксперимента может произойти экономия бюджетных средств. Они будут направлены на обновление подвижного состава ПГЭТ. Существующая потребность обновления трамвайного парка составляет 42 единицы. Кроме того, по данным «Ъ», на рабочей группе начальник департамента дорог и транспорта Перми Роман Залесинский затронул вопрос необходимости обновления трамвайных путей. Так, сегодня из 110 км. трамвайных путей 65 находятся в неудовлетворительном состоянии. На реконструкцию и ремонт необходимо порядка 2 млрд руб.