По каким направлениям будет развиваться страховой бизнес? И страхуются ли компании от хакерских атак? Об этом в программе «Цели и средства» экономическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Олегу Богданову рассказал генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото
— Первый вопрос будет связан с общими экономическими тенденциями. Новое правительство — это означает новый курс?
— Для страховой индустрии, которая очень инертна по своей сути — мы все-таки продаем долгосрочные продукты, — стабильность очень важна. То, что нет никаких серьезных потрясений, — это хорошо.
— Каков срок этой стабильности страхового бизнеса? Какие могут быть промежутки стабильности — пять, десять лет? Как вы видите перспективы?
— Страховой индустрии несколько сот лет уже на сегодняшний день. И она существенно не видоизменялась. Понятно, что в современном мире происходит очень много нового: цифровизация экономики, финансовых услуг, страховых …
— Это точки роста?
— Это в том числе, конечно, точки роста. И новые каналы продаж, новые возможности повысить качество предоставляемой услуги для клиента. Конечно, намного удобнее сегодня купить страховой полис, используя какой-то гаджет — телефон, планшет, компьютер; намного комфортнее урегулировать страховой случай, когда ты знаешь статус, где твоя машина находится, когда она будет отремонтирована. Не нужно звонить.
— Это ускоряет процесс, а эффективность просчитывали? Насколько выросла эффективность за последние годы в связи с цифровыми изменениями?
— Процесс ускоряется. Естественно, повышается эффективность самой работы. Когда меня спрашивают, например, как я вижу нашу страховую компанию в будущем, я отвечаю, что она в несколько раз должна быть больше при том же количестве сотрудников. Основной прирост будет за счет как раз цифровизации. Но, возвращаясь к вопросу о сроках, который вы мне задали, могу сказать: мы пару лет назад защитили свою стратегию, ее сформулировали примерно на пять лет.
— Традиционные пятилетки?
— На самом деле это может немного смешно звучать, но в этом есть смысл: стратегия не ради стратегии, а стратеги ради изменений. Каждый проект, который мы внедряем, — это, условно, год — и только после этого мы видим какой-то результат. Поэтому это все равно годы.
— Что бы вы назвали основным риском сейчас в экономике и на глобальном рынке? Как вы его хеджируете, как вы его страхуете? Что вы клиенту предлагаете, если вы видите этот риск?
— Конечно, не все риски можно застраховать. Это мы тоже понимаем.
— Есть ли для корпоративного сектора риск, для населения?
— Конечно, есть. Это наш основной бизнес. Если бы не было рисков, не было бы страхования. К сожалению, страховые случаи ежедневно происходят и в корпоративном бизнесе, и в рознице. Если говорить о каких-то новых глобальных рисках, которые появляются, то сегодня очень популярным становится киберстрахование — страхование от киберугроз. Раньше это не было так востребовано. Сегодня эти риски очевидны, мы видим, что страховые случаи наступают — у нас уже были практические примеры: мы порядка $7 млн выплатили компании, которая не связана с цифровым сектором экономики. Это может коснуться каждого. Цифровые угрозы существуют.
— Если не секрет, за что вы столько денег заплатили?
— Это те, кто не был связан с цифровой экономикой. Разные вирусы типа WannaCry, о котором мы слышали в прошлом году, могут заблокировать работу любого предприятия. В данном случае это было агропромышленное предприятие. В один день был заблокирован сервер, люди не могли ни сдать отчетность в налоговую, ни выплатить зарплату сотрудникам. Казалось бы, где агробизнес, а где киберриски? К сожалению, это может коснуться каждого.
— В ближайшие пять лет какие вы видите точки роста? И какие видите перспективы в вашем бизнесе?
— Всегда повторяю: страхование — это производная от экономики. Если больше будет продаваться машин, больше перевозиться грузов, строиться домов, конечно, и страховой бизнес будет развиваться.
— От спада вы страхуете?
— Нет, от спада экономики не застрахован никто — это то, на что мы, к сожалению, не можем влиять, хотя и являемся большой частью составляющей экономики.
— Но вы готовы к этому, если вдруг наступит?
— Мы готовы к любому развитию событий. Я думаю, что сейчас любая успешная компания должна быть готова к разным вариантам. Мы надеемся, что все будет хорошо, экономика будет расти, и страховой бизнес в том числе.