Tele2 делится данными
Операторы сотовой связи все активнее становятся существенным вспомогательным звеном в цифровизации банков. Они предоставляют не только различные сервисы, но и анализируют большие массивы данных — Big Data. В частности, Tele2 предоставляет банкам как обезличенную аналитику, так и услуги по мониторингу, скорингу и верификации. Это позволяет банкам подробнее изучать профили своих клиентов, выяснять места массового скопления людей и на основании этих данных строить инвестполитику.
Сотовые операторы, располагая большими объемами пользовательских данных, нередко предоставляют другим компаниям сервисы по их анализу. Основаны такие сервисы на анализе Big Data (большие массивы данных). Кроме того, оператор предоставляет и услуги виртуального оператора сотовой связи — так называемый MVNO, отмечает руководитель департамента продуктов Tele2 на Урале Юрий Смирных. По его словам, сейчас общая численность пользователей в MVNO-сфере порядка миллиона человек. «Сейчас мы работаем с двумя крупными банками — Сбербанк и Tinkoff. Еще порядка 13 партнеров у нас есть вне банковской сферы»,— рассказал он. Услуги связи предоставляются на базе ИТ-инфраструктуры Tele2. При этом банк получает возможность предоставлять услуги оператора под своим брендом и использовать этот канал для продвижения своих продуктов, поясняет эксперт.
«Выгода, которую получает банк, — от лояльности до тех самых больших данных. Можно собирать данные об абоненте, о его передвижениях и профиле потребления. Если есть ресурсы эти данные потом анализировать, то для банка это несет существенную пользу»,— отметил он.
Впрочем, если у банка нет ресурсов анализировать крупные массивы данных, сотовые операторы готовы проделать это самостоятельно. В головном офисе оператора есть подразделение Big Data, которое занимается анализом данных в зависимости от запросов конкретной компании. По словам Юрия Смирных, предоставляемые и анализируемые Tele2 данные могут быть как обезличенные — без привязки к именам абонентов, так и для верификации баз.
«Все, что не нарушает законодательство о личной информации: данные по перемещению, профилю потребления — мы можем предоставлять агрегировано. На основании этого можно осуществлять инвестиции, например, открывать отделения банков или магазины и салоны, если мы говорим не только о банковской сфере»,— объясняет Юрий Смирных.
Кроме того, оператор может предоставлять банкам еще три вида опций на основе изучения больших данных. Работа ведется по трем блокам: мониторинг, скоринг и верификация. При этом информация банку предоставляется только по абонентам, которые уже являются его клиентами.
«Мониторинг полезен для сохранения лояльности пользователей мобильного банка, а также для противодействия мошенничеству. Мониторить можно как смену мобильного девайса абонента, так и смену номера либо владельца SIM-карты либо другие случаи. В случае наступления того или иного события мы информируем об этом банк, и он уже принимает решение»,— объясняет Юрий Смирных. Кроме того, Tele2 предоставляет скоринговые услуги. В этом случае в расчет берется геоаналитика, профиль клиента, данные о потреблении услуг связи и о девайсе. «Средний чек абонента можно сравнить с ценами на собственные услуги и определить уровень его дохода»,— добавил он. В результате банк получает скоринговый балл абонента, на основании которого может принимать решение о выдаче ему кредита, приводит пример эксперт.
Третий блок — верификация банковских клиентов, являющихся абонентами оператора. «У нас есть большая база абонентских контактов, соответственно есть их актуальные данные, которые могут быть интересны банкам»,— отмечает Юрий Смирных.
Говоря о цифровых планах Tele2, он упоминает интернет вещей, основанный на сети 5G. В случае с пятым поколением сотовых сетей уже нельзя употреблять термин «абонент», поскольку большая часть «потребителей» сетей 5G будут машинами, а обычным пользователям пока не нужны все их возможности, кроме потребности в более высоких скоростях, считают в компании.
«Подготовка к развертыванию сетей 5G должна быть поддержана формированием рынка спроса, то есть появлением готовых к коммерческой эксплуатации новых прорывных бизнесов и сервисов из других отраслей»,— уверен Юрий Смирных.
Сегодня технология 5G еще находится в стадии разработки. Мобильные операторы и поставщики оборудования прогнозируют, что первые коммерческие внедрения 5G появятся не раньше 2020 года, отмечают в Tele2.
«К этому времени мы должны быть технологически готовы к внедрению инновационных услуг. Поэтому еще в 2016 году мы заключили соглашение о сотрудничестве с Nokia. Его цель — ускорить появление стандарта 5G в России»,— рассказывает эксперт. В рамках соглашения компании развивают высокоскоростные сверхширокополосные системы связи для успешной и безотказной передачи больших объемов данных. «Также вместе с Nokia мы исследуем различные сферы применения “интернета вещей”: автомобилестроение, коммунальные услуги, “умный город”, здравоохранение, системы для дома и другие»,— добавил Юрий Смирных.