«Акции ни в каком виде менеджменту передаваться не будут»
Вице-президент АЛРОСА Алексей Филипповский об опционной программе
В мае стало известно, что АЛРОСА выкупила около 1,5% своих акций для опционной программы (оценочно на сумму около 10 млрд руб.). О том, как будет работать программа и почему доход менеджеров по ней может быть ниже дивидендных выплат, “Ъ” рассказал вице-президент по экономике и финансам АЛРОСА Алексей Филипповский.
— Кто инициировал опционную программу АЛРОСА?
— Изначально приказ о ее разработке и реализации подписал еще в июне 2015 года президент компании Андрей Жарков (ушел в 2017 году.— “Ъ”), тогда же открытый конкурс на разработку программы выиграло АО «ВТБ Капитал Управление активами». Насколько я знаю, изначально инициатива исходила от наших миноритариев, которые чувствовали дискомфорт от того, что формально руководители такой крупной публичной компании, как АЛРОСА, мотивированы только на выполнение краткосрочных годовых показателей.
— Каким будет ориентировочный размер программы и как она будет работать?
— На сегодня АЛРОСА купила чуть более 1,5% своих акций, и этот объем может незначительно увеличиться. Общий размер определит набсовет, и он будет сопоставим с практиками других компаний с контролирующей долей государства. Важно понимать, что эти акции на всех этапах программы будут оставаться в собственности компании и ни в каком виде менеджменту передаваться не будут.
Если в течение срока реализации программы бумаги принесут акционерам какой-либо доход, то часть этого дохода будет также выплачена менеджменту. Я говорю «часть», так как программа предусматривает верхнюю отсечку максимально возможного уровня вознаграждения каждого участника. Если же акции не принесут дохода, то менеджмент не получит ничего. Более того, даже если акции, находящиеся в программе, принесут доход в виде дивидендов, но при этом сама цена акций упадет, то эти накопленные дивиденды в первую очередь пойдут на компенсацию падения стоимости акций и только то, что после этого останется (если вообще останется), пойдет менеджменту.
— Будут ли акции считаться казначейскими или использование ЗПИФ «Кимберлит» для опционов даст возможность этого избежать, получать по ним дивиденды и не учитывать пакет для расчета веса АЛРОСА в MSCI?
— Акции будут считаться казначейскими в течение всего периода программы. Дивиденды по таким акциям в отчетности группы отражаться не будут, так как являются внутригрупповыми. В расчете веса АЛРОСА в MSCI используются акции, находящиеся в свободном обращении, то есть за вычетом казначейских.
— По сути, это «фантомная» опционная программа. Почему тогда вознаграждение менеджмента не привязать к динамике цены акций или не сделать допэмиссию вместо затрат на выкуп бумаг?
— Мы хотели получить абсолютно прозрачную программу, которая не вызывала бы вопросы у инвесторов, в том числе и по базовой цене акций, поэтому решили приобрести их на рынке. Это дало и поддержку котировкам. С допэмиссией все еще сложнее — как вы знаете, доля РФ в АЛРОСА закреплена указом президента (33,02%, планом приватизации на 2017–2019 годы предусмотрено снижение до 29% плюс 1 акции.— “Ъ”), есть акционерное соглашение между РФ и Якутией (25% акций и еще 8% у улусов региона), предусматривающее координацию при изменении долей акционеров. Допэмиссия была бы слишком сложным и долгим процессом.
— По какому принципу будет строиться расчет долей менеджеров в «Кимберлите»? Понятно ли уже, какая доля в ЗПИФ отойдет топ-менеджменту?
— Программа будет распространяться на членов правления, руководителей основных активов и ключевых функционалов, а также на особо ценных экспертов. Расчет долей будет производиться исходя из внутренней системы грейдов, созданной специально для программы. В целом принцип распределения достаточно простой: чем больше данный сотрудник влияет на изменение стоимости компании, тем выше будет его или ее доля участия в программе. Размеры участия членов правления будут индивидуально рассматриваться набсоветом. Некоторый объем акций в ЗПИФ будет зарезервирован для ключевых сотрудников, которые могут присоединиться к списку участников в будущем как за счет роста внутри компании, так и за счет прихода со стороны.
— Через три года программа будет продлена? Если нет, то как будет использован пакет?
— Это будет зависеть от того, как набсовет оценит эффективность первого этапа. Мы, как менеджмент, естественно, будем делать все от нас зависящее, чтобы программа была успешной для всех заинтересованных сторон. Если программа будет продлена, то компания просто использует акции ЗПИФ для следующего этапа. Если будет принято решение прекратить или видоизменить программу, то компания сможет продать акции на рынке, ликвидировать ЗПИФ и получить средства для использования на развитие или выплаты акционерам.