«Метрострой» и Смольный обвиняют друг друга в неправильном счете
Заказчик и подрядчик спорят по поводу авансов, выделенных из бюджета Петербурга, на строительство четырех веток метро
ОАО «Метрострой», у которого заключены контракты со Смольным на строительство четырех веток метро в Петербурге на общую сумму 119,2 млрд рублей, по данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), не предоставило акты о выполненных работах по ранее выплаченным авансам на общую сумму 7,78 млрд рублей. Из этой суммы 4,5 млрд рублей являются просроченными авансами и касаются работ на недавно введенных станциях «Новокрестовская» и «Беговая». В ОАО «Метрострой» подтвердили, что авансы компания получила, потратив их на закупку оборудования, материалов, отделочные и монтажные работы. Но отметили, что заказчик не может принять выполненные работы из-за того, что своевременно не выдал подрядчику сметную документацию.
КРТИ на своем официальном сайте опубликовал таблицу, рассказывающую о финансировании контрактов ОАО «Метрострой». Согласно этим данным, компания работает над сооружением четырех веток метро. Общая сумма работ по всем контрактам составляет 119,2 млрд рублей. Из таблицы следует, что «Метрострой» не погасил выплаченные авансы на общую сумму 7,78 млрд рублей (по ним не предоставлены акты о выполненных работах). Из этой суммы авансы на 5,5 млрд рублей являются просроченными. Причем 4,5 млрд рублей «просрочки» касается контракта на сооружение участка Невско-Василеостровской ветки метро, включая станции «Новокрестовская и «Беговая», которые были открыты для пассажиров 26 мая 2018 года. Акты о выполненных работах на эту сумму компания должна была предоставить еще до марта 2018 года, но не сделала это, поэтому КРТИ выставил ей штраф в 108 млн рублей.
Еще 1 млрд рублей просроченных и непогашенных авансов связан с работами на станциях Фрунзенского радиуса: «Проспект Славы», «Дунайская», «Южная» («Шушары»). Отработку этого аванса компания должна была подтвердить актами о выполненных работах к 15 мая 2018 года, но пока сделала этого. По Лахтинско-Правобережной ветке «Метрострой» не предоставил актов о выполненных работах на 950 млн рублей авансов, а по Красносельско-Калининской ветке — на 1,3 млрд рублей.
Ранее СМИ сообщали о том, что «СМУ-15 Метрострой» имеет задержку по зарплату перед рабочими, которые работали над сооружением станций «Новокрестовская» и «Беговая». Затем последовало заявление ОАО «Метрострой», из которого можно сделать вывод, что задержка зарплаты связана с том числе с тем, что Смольный не полностью рассчитался с подрядчиком за строительство участка Невско-Василеостровской ветки метро. В компании сообщили, что на момент сдачи объектов сумма работ, не оплаченных заказчиком, составила порядка 10 млрд — около трети от стоимости контракта (сумма контракта составляет 31,4 млрд рублей.— “Ъ”). Более того, заказчик работ — СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (ДТС) — выставил ОАО «Метрострой» пени за непогашение аванса, с чем подрядчик категорически не согласен и «намерен принять меры для отстаивания своих интересов».
В КРТИ категорически отрицали невыплату подрядчику такой суммы. «В рамках контракта с ОАО “Метрострой” на строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции “Приморская” до станции “Беговая” на текущий момент из 31,4 млрд рублей профинансировано 28,3 млрд рублей. Из них 4,5 млрд рублей, выделенных авансовыми платежами, до сих пор не погашены, на них начисляются пени. Все работы, которые предъявляет подрядчик, своевременно проверяются и принимаются СПб ГКУ “Дирекция транспортного строительства”»,— прокомментировали ранее в КРТИ.
Председатель КРТИ Сергей Харлашкин, общаясь с корреспондентом “Ъ”, назвал сумму долга в 10 млрд рублей «полнейшей неправдой и клеветой». «Это совершенно придуманная цифра. Есть контракт, в котором все прописано. Сейчас идет приемка работ, все, что сделано “Метростроем”, мы принимаем. Мы всегда шли навстречу компании. Но если от нее идет такая клевета, то это подножка нам. Вот как я это расцениваю. Мы выложили на сайте таблицу, где все финансирование расписано и все показано. Пусть “Метрострой” нас поправит, если, по их мнению, мы ошиблись»,— прокомментировал Сергей Харлашкин.
В ОАО «Метрострой» отметили, что заказчик «немного лукавит» насчет авансов. «Мы действительно получили аванс. И потратили его на закупку оборудования, материалов, отделочные и монтажные работы. Все траты проходили под строгим контролем заказчика и расширенного банковского сопровождения. Принять эти работы заказчик не может по причине того, что своевременно не выдал нам сметную документацию,— поясняют в пресс-службе «Метростроя».— Сметы выданы не на все работы. Мы до сих пор продолжаем их получать. Таким образом, у “Метростроя” отсутствует возможность надлежащим образом оформить и передать заказчику документы, подтверждающие выполнение работ. А значит, погасить аванс. Заказчик это знает, но тем не менее продолжает регулярно выставлять в наш адрес неустойки».
Также в ОАО «Метрострой» добавили, что для своевременной сдачи Невско-Василеостровской линии компания привлекла кредитные средства в размере 3 млрд рублей, которые также были потрачены под контролем заказчика и банковского сопровождения. «Аналогичная ситуация, к сожалению, складывается и с Фрунзенским радиусом. Погашению аванса мешало отсутствие смет, на основании которых мы могли бы подтвердить выполненные работы заказчику. На данный момент заказчику предъявлено работ на сумму 1,1 млрд, которые полностью покрывают сумму аванса. Напомним, что “Метрострой” готов был сдать Фрунзенский радиус еще в конце 2017 года — при условии, что город найдет возможность обеспечить строительство финансированием. На эту линию мы также привлекли отвлеченные средства и закупили оборудование, которое необходимо для завершения строительства, теперь уже в срок, указанный в контракте. Мы делаем все для того, чтобы выполнить свои обязательства перед городом. И ожидаем такого же подхода от заказчика»,— подытожили в ОАО «Метрострой».
Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин отметил, что вопрос приемки строительных работ всегда стоит очень остро, а в случае с таким дорогим и сложным проектом, как развитие метрополитена,— и подавно. «В значительной степени это зависит от условий контракта: как именно там прописана процедура сдачи (приемки) работ, кто кого должен и за сколько дней уведомлять, и так далее. Таких нюансов в каждом контракте огромное количество. И очень часто случается, что одни и те же положения трактуются заказчиком и исполнителем в свою пользу»,— рассуждает эксперт.
Он предполагает, что вполне вероятно, что после обмена обвинениями стороны договорятся во внесудебном порядке. «Тем не менее, если дело дойдет до судебных разбирательств, то судом будет назначена экспертиза, которая будет сопоставлять отчеты “Метростроя” о выполненных работах с объемами, выполненными по факту. Также суд будет оценивать, кто и что делал вовремя или нарушал установленные сроки, то есть кто и когда направил уведомление контрагенту, кто явился на осмотр или встречу, кто уклонился»,— подытожил Дмитрий Клеточкин.