За «Газпромом» ходят Цугом
Украина начала аресты имущества монополии в Европе
«Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», едва завершив четырехлетнюю тяжбу в Стокгольмском арбитраже, вступают в новый судебный конфликт — уже по выполнению решений этого арбитража, которые оказались не в пользу российской компании. «Нафтогаз», пытаясь принудительно взыскать $2,6 млрд, перешел к аресту имущества «Газпрома» в Европе, начав с акций проектных компаний «Северных потоков». По мнению юристов, спор будет долгим и не должен повлиять на операционную деятельность этих структур, в том числе на постройку «Северного потока-2».
«Нафтогаз» начал процедуру принудительного взыскания с «Газпрома» $2,6 млрд, которые российская компания должна уплатить в соответствии с февральским решением Стокгольмского арбитража, с наиболее публично уязвимых активов — акций Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG (им принадлежат соответствующие газопроводы из России в Германию). Обе компании зарегистрированы в швейцарском кантоне Цуг, и, как утверждает «Нафтогаз», местные суды уже «приняли меры» в отношении акций, хотя и не уточняет какие.
Представитель Nord Stream 2 AG пояснил “Ъ”, что 29 мая компания получила уведомление о наложении обеспечительных мер, отметив, что на строительстве «Северного потока-2» это не скажется. В «Газпроме», который владеет 51% в Nord Stream AG и 100% в Nord Stream 2 AG, заявили лишь, что знают о попытках «Нафтогаза» принудительно исполнить решение арбитража в Швейцарии, но официальных уведомлений не получали.
Наложение обеспечительных мер означает, что «Газпром» не сможет отчуждать свои доли в этих компаниях, отмечает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. Он уточняет, что дочерние структуры не могут отвечать своим имуществом по долгам материнской компании, к тому же решение суда не может ущемлять интересы других акционеров (в Nord Stream по 15,5% принадлежат Uniper и Wintershall, по 9% — Gasunie и Engie). Таким образом, счета обеих компаний не должны быть заморожены, а операционная деятельность останется незатронутой, в том числе строительство «Северного потока-2». Юрист добавляет также, что стоимость акций только Nord Stream (на проект потрачено €7,4 млрд), вероятно, в несколько раз превышает требования «Нафтогаза» и этот аргумент может быть использован «Газпромом» для оспаривания обеспечительных мер.
«Арест» (в формулировках «Нафтогаза») или «заморозка» (как называют ситуацию в Nord Stream 2) не означает смены владельца акций. Для этого требуется отдельное решение суда. Более того, акции, которые заморозил «Нафтогаз», находятся в залоге: в случае Nord Stream — в рамках банковского проектного финансирования, в случае Nord Stream 2 — по кредитам финансирующих проект Shell, Engie, Uniper, Wintershall и OMV. Юристы разошлись во мнении, может ли «Нафтогаз» в итоге изъять заложенное имущество. Александр Пахомов считает, что это будет сложно. Руководитель судебной практики «Инфралекса» Юлия Карпова говорит, что это возможно, но имущество перейдет обремененное залогом. Партнер BGP Litigation Александр Ванеев полагает, что у залогодержателя будет преимущественное право получить акции по сравнению со взыскателем по арбитражному решению.
«Газпром» обязательно оспорит обеспечительные меры, а также любые дальнейшие действия «Нафтогаза», говорят собеседники “Ъ” в российской компании. Это будет долгий выматывающий процесс, который «может продолжаться годами, пока либо не будет пересмотрено или отменено решение арбитража, либо "Газпром" не исполнит его, либо стороны не придут к некоему компромиссу», говорит господин Пахомов. Юлия Карпова полагает, что без отмены решения арбитража «оспорить принудительное исполнение будет достаточно затруднительно».
«Газпром» сейчас добивается отмены решений по контрактам на поставку и транзит газа в апелляционном суде Швеции, одновременно расторгая эти контракты в Стокгольмском арбитраже. Но пока «Нафтогаз» может принудительно исполнять решение, а шансы «Газпрома» в апелляции собеседники “Ъ” оценивают скептически.
Президент Украины Петр Порошенко уже заявил, что «Нафтогаз» продолжит арестовывать активы «Газпрома» в других европейских странах, в частности в Великобритании и Нидерландах. Источники “Ъ” ожидают, что «Нафтогаз» попробует арестовать акции South Stream Transport B.V. — это зарегистрированная в Нидерландах проектная компания для морской части газопровода «Турецкий поток», ею на 100% владеет «Газпром». В Британии зарегистрирована Gazprom Marketing&Trading, ключевая трейдинговая структура «Газпрома». «Нафтогаз», очевидно, не хочет идти в немецкую юрисдикцию, где у «Газпрома» тоже есть ключевые активы — например, 50% в газотранспортной Gascade, которая должна строить Eugal, отвод от «Северного потока 2». «Учитывая принципиальность спора, скорее всего, украинская сторона будет пытаться наложить арест на имущество "Газпрома" везде, где это возможно, а монополия — добиваться отмены наложения обеспечения по мере выдачи новых исполнительных листов»,— отмечает Александр Пахомов.
Хотя прямое влияние действий «Нафтогаза» на операционную деятельность структур «Газпрома» в Европе может оказаться незначительным, они создают публичное давление на компанию в преддверии важных переговоров с участием ЕС по будущему транзита через Украину после 2019 года. Переговоры должны начаться через несколько недель.
С какими проблемами сталкивается проект газопровода
В середине мая власти США усилили давление на Германию в вопросе прокладки газопровода «Северный поток-2». По их мнению, труба может использоваться Россией для установки разведывательного оборудования в акватории Балтийского моря, заявила заместитель помощника госсекретаря по энергетике Сандра Аудкёрк. Она также напомнила, что принятый в прошлом году закон CAATSA позволяет президенту США Дональду Трампу ввести санкции за инвестиции в российские газопроводы — в результате могут пострадать европейские компании—партнеры «Газпрома».