«Мы все стали участниками жестокой игры»
Как коллеги отреагировали на историю Аркадия Бабченко
В среду в украинской полиции сообщили, что российского оппозиционного журналиста Аркадия Бабченко застрелили у него дома в Киеве. А в четверг репортер внезапно появился живой перед прессой на брифинге, организованном Службой безопасности Украины. В СБУ заявили, что смерть была инсценировкой в рамках спецоперации по предотвращению покушения на Бабченко.
В МИД назвали постановочное убийство антироссийской провокацией. Там заявили, что «темы жизни и смерти — не более чем разменные монеты для киевского режима».
Аркадий Бабченко попросил прощения у жены и близких за то, что не сообщил им о происходящем. При этом, по некоторым данным, его супруга знала об операции. В совете по правам человека посоветовали организаторам спецоперации обратиться к врачам.
Журналистка «Громадского радио» Ирина Ромалийская, которая во вторник одной из первых сообщила детали убийства, сказала «Коммерсантъ FM», что пока не готова оценить действия спецслужб: «Пока сложно говорить о какой-то реакции. Просто круто, что Бабченко жив. А насчет действий украинских спецслужб мне бы, если честно, не хотелось пока давать какую-то резкую оценку, потому что сейчас она очень негативная. Но я думаю, это, возможно в связи с тем, что сутки переживали, нервничали, все плакали, видели много горя, и просто выходят таким образом первые эмоции. Это очень жестко. Я видела его рыдающих друзей, взрослых мужиков у подъезда, видела Каныгина, который на срыве, девочек в слезах, в истериках. Я не понимаю, почему, например, в таком случае его нельзя было, условно, спрятать в больницу и сказать, что он ранен».
В Москве у Дома журналистов сняли табличку в память о Бабченко, а в «Новой газете», с которой он работал, сотрудницам редакции подарили по розе из похоронного букета репортера. Главный редактор «Московского комсомольца» — где Бабченко раньше работал военным корреспондентом — Павел Гусев назвал Аркадия Бабченко подлецом: «Мы все стали участниками грязной инсценировки. Ощущение того, что вляпались в грязь, в блевотину, оказались участниками игры, причем игры безнравственной, жестокой по отношению и к друзьям, и к родным, и к товарищам, и соратникам, и просто к нормальным человеческим чувствам. Это ужасно, и я считаю, что он поступил более чем подло, особенно по отношению к своим родным и близким, которые убивались часами, а он в это время сидел и дожидался своего воскрешения. Я не хочу больше думать и говорить о том, что этот человек работал в моей газете, никогда больше я не хочу этого знать. Операции так не делаются. Там по телевизору его ближайшие друзья рыдали, жена непонятно в каком состоянии находилась, он просит у нее прощения. Это подлость, а не спасение. Спасение своей задницы ради того, чтобы подставить всех остальных. Негодяй».
Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак заявил, покушение на убийство Аркадия Бабченко заказали российские спецслужбы. По его данным, российские силовики завербовали бывшего участника антитеррористической операции на востоке Украины. За убийство журналиста ему предложили $30 тыс. Грицак сообщил, что организатора задержали сразу после неудавшегося покушения. Сейчас с ним работают следователи, по месту его жительства и временного пребывания проходят обыски. Расследование длилось два месяца. Бабченко предупредили, что на него есть заказ, месяц назад, журналист согласился принять участие в инсценировке. Собственный корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Киеве Янина Соколовская рассказала ведущему Марату Кашину, что на Украине в целом позитивно оценили спецоперацию с участием Бабченко:
— Как отреагировала на эту новость украинская общественность?
— Украинские депутаты и от «Радикальной партии», и от других партий комментируют это буквально с восхищением: «грамотная спецоперация», «российский враг не пройдет». Собственно, вот этот тезис — «российский враг не пройдет» — идет из поста в пост в социальных сетях, из сайта в сайт, из газеты в газету. Коллеги теперь говорят, что подозрения у них вызывала «посмертная» фотография Бабченко, где он лежит в крови в комнате. Во-первых, непонятно, зачем фотографировали, во-вторых, неясно, почему в комнате, если убили его в подъезде.
— В СБУ утверждают, что покушение готовили российские спецслужбы. Опубликована видеозапись задержания некоего человека в белой рубашке с короткими рукавами, ему заламывают руки и уводят. Есть еще какая-либо информация о том, кто этот человек?
— Это гражданин Украины, и, как нам говорят, этот человек станет еще одним лыком в строку так называемого российского заговора в пределах Украины. Первым лыком стал Кирилл Вышинский, руководитель украинского отделения «РИА Новости», ныне пребывающий под арестом в Херсоне.
— Еще была информация, что этот человек якобы планировал убийство не только Бабченко, но и еще 30 человек на Украине. Что это за информация?
— Более того, он планировал, по словам главы Службы безопасности Украины, создать из 300 единиц огнестрельного оружия несколько арсеналов на территории Украины, где он должен был брать оружие и расстреливать украинских политиков. Это уже прямая транслитерация с историей Надежды Савченко, которую тоже обвинили в создании массового количества арсенала оружия. Это в любом случае выглядит как рассказ о том, что под угрозой внешнего агрессора Украина должна сплотиться вокруг своей нынешней власти и ни в коем случае ее не менять.
Президент ассоциации ветеранов спецгруппы «Альфа» Сергей Гончаров убежден, что эта спецоперация ничего не доказывает: «У нас уже столько было свидетелей, столько было проблем, наших военнослужащих задерживали, паспорта показывали, обшивки самолетов простреленные показывали — все это пока является словами, которые ни одна серьезная организация и спецслужба пока признать не может. Мне вообще трудно осознавать, как можно было провести такую спецоперацию, оповестить на весь мир, в ООН обсуждать смерть журналиста и плакать по этому поводу. Когда готовились покушения, то киллера задерживали или на месте, или при приближении к объекту, который он должен был поразить. После этого были следственные мероприятия, которые показывали, что это действительно реальность».
В соцсетях тем временем бурно обсуждают историю с внезапно ожившим Бабченко. Журналисты шутят, что заставят коллегу выучить некрологи, которые они о нем написали, наизусть. Пользователи воображают, что скоро в Киеве пройдет пресс-конференция Курта Кобейна и недоумевают, почему «СБУ может воскресить Бабченко, а Джоан Роулинг не может сделать то же самое с Альбусом Дамблдором».