Реформа закупок застряла на спецсчетах
Новые правила не заработают до 2019 года
Минфин вчера впервые официально подтвердил, что с 1 июля масштабная реформа инфраструктуры электронных госзакупок откладывается минимум до 2019 года. Власти не успевают отобрать для работы по закону 44-ФЗ уполномоченные банки и торговые площадки, в том числе для закупок у малого и среднего бизнеса (МСП). Отсутствие нового пула операторов и финансовой модели их функционирования делает невозможными закупки госкомпаний у МСП, говорят в Минфине. А отсрочка же реформы потребует очередных законодательных изменений, что ставит под угрозу ее реализацию.
Как сообщила “Ъ” пресс-служба Минфина, регулятор предложил Белому дому отложить минимум до 1 января 2019 года запуск схемы по размещению на спецсчетах в уполномоченных банках средств поставщиков для обеспечения заявок на участие в госзакупках и закупках госкомпаний у МСП. Внедрить новую экономическую модель к 1 июля власти не успевают. 16 мая 2018 года Минфин внес в правительство проект постановления об установлении требований к банкам, уполномоченным открывать спецсчета, они идентичны требованиям к банкам для размещения на депозитах средств бюджета, пояснили в Минфине (то есть пул банков де-факто отобран). Нерешенным остается вопрос о «требованиях, касающихся порядка взаимодействия банков и участников закупок», их «предлагается установить с 1 января 2019 года», уточнили в Минфине, а не с 1 июля 2018 года, как ожидали участники рынка.
Напомним, 1 июля вступают в силу поправки к закону о госзакупках (44-ФЗ), который вводит вместо бесплатного участия поставщиков в электронных процедурах и финансирования площадок за счет процентов от размещения на их счетах средств обеспечения заявок новую экономическую модель. Операторам, отобранным для организации госзакупок, будет разрешено взимать плату с победителя, но запрещено размещать на счетах средства поставщиков. Все участники торгов должны открыть для этого спецсчета в уполномоченных банках. Как выяснилось вчера, новая финансовая модель будет применяться операторами, которых правительство отберет по новым требованиям. «До начала функционирования новых операторов электронные закупки проводятся на действующих в настоящее время площадках с применением действующей финансовой модели»,— заявили в Минфине.
Таким образом, отбор операторов, который также ожидался к 1 июля, может не проводиться вплоть до 2019 года, когда должны быть утверждены требования по их взаимодействию с банками, и даже этот срок остается предметом острых дискуссий. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в опубликованном во время ПМЭФ докладе президенту предложил отложить внедрение спецсчетов на два-три года. В докладе говорится, что у правительства «нет понимания, как поставщики будут получать проценты за то время, пока деньги находятся на спецсчете», и какова будет стоимость открытия спецсчетов. 29 мая в письме Антону Силуанову господин Титов просил отсрочить новый порядок хотя бы до 1 июля 2019 года, отметив, что интеграция банков с операторами также потребует времени.
По оценке заместителя главы Федерального казначейства Анны Катамадзе, к 1 июля к интеграции с Единой информационной системой закупок будут готовы все шесть действующих операторов по 44-ФЗ, и с 1 июля в действие вступит часть реформы, касающаяся электронных процедур. В полном же объеме реформа будет реализована в 2019 году, подтвердила она. В Минфине при этом “Ъ” сообщили, что проведение электронных закупок у МСП «в соответствии с изменениями 223-ФЗ» должно осуществляться на «новых» операторах электронных площадок и возможность работы с действующими операторами в 223-ФЗ не предусмотрена.
Участники рынка отмечают, что в итоге операторы продолжат работу по менее жестким, чем предусмотрено для отбора, требованиям, а для отсрочки вступающих в силу поправок к законодательству о закупках потребуются новые поправки, что может привести к продолжению пробуксовки реформы