Корпоративные кредиты теряют альтернативу
Аналитики правительства обнаружили, что госкомпании вытеснили частные с рынка облигаций
Снижение инфляции сильно изменило приоритеты корпоративных заемщиков по отношению к долговым инструментам — теперь частные компании предпочитают банковские кредиты облигационным займам, констатирует Аналитический центр при правительстве (АЦ) в новом обзоре «Корпоративные облигации для частного бизнеса: есть ли перспективы роста?». Вопросы о том, почему высокие ставки не мешают занимать все большую долю облигационного рынка госкомпаниям и госбанкам и каковы доходности в этом сегменте рынка, работа специально не рассматривает. Эксперты правительства выражают лишь осторожные опасения, что в случае резкого повышения банковских ставок частные компании могут остаться без доступа к заемным средствам.
Улучшение макроэкономических условий, включая замедление инфляции, позволило корпоративному и банковскому сектору увеличить объемы привлечения заемных средств, но снижение ставок по банковским кредитам сделало невыгодным для частного бизнеса (за исключением крупнейших корпораций) размещение облигаций, констатирует обзор АЦ. Ставки банковских кредитов нефинансовым организациям снизились до 8,5–9%, а сами банки обладают большим запасом ликвидности, что «позволяет им проявлять больше гибкости в переговорах с потенциальными заемщиками». На рынке же корпоративных облигаций, где стоимость средств зависит от показателей компаний, она не претерпела значительных изменений (10,5–15%), отмечают эксперты, при этом неценовые преимущества (отсутствие необходимости в залоге, более широкий круг инвесторов-кредиторов и более длительный срок) отступают на второй план.
В итоге совокупный корпоративный кредитный портфель банковского сектора (без учета курсовой переоценки) за 2017 год вырос на 1,8%, до 30,2 трлн руб., рублевая его часть — на 3,8%, до 21,5 трлн руб. Объем рынка корпоративных облигаций также рос (по непогашенному номиналу на 16%, до 11 трлн руб.), но основной объем таких займов (92%) приходится на крупнейшие, преимущественно государственные, компании и банки. Доля же компаний второго и третьего эшелонов (частных нефинансовых организаций) составляла в 2017 году 8% и за десять лет снизилась вчетверо (34% в 2007 году), хотя в абсолютном выражении (и на фоне десятикратного роста объема рынка в целом) объем их облигационных займов вырос вдвое (с 442 млрд до 885 млрд руб.). В 2006 году 121 компания из второго и третьего эшелонов нефинансового сектора разместила 131 выпуск облигаций, в 2017-м всего 43 компании разместили 59 выпусков, объем размещений практически не изменился, несмотря на накопленную инфляцию. В результате второй и третий эшелоны нефинансового сектора в настоящее время представлены всего 130 компаниями.
Отметим, что, оценивая относительную стоимость кредитов и займов на облигационном рынке для частных компаний, эксперты правительства не приводят аналогичных расчетов для значительно шире, по их же оценкам, представленных на этих рынках компаний с госучастием. При этом вопрос, почему разница ставок мешает размещению облигаций первых, но не вторых, напрашивается, как и предположение о том, что компании разросшегося за последние десять лет госсектора получают на облигационном рынке лучшие условия. Однако эксперты АЦ лишь отмечают «серьезные риски для реального сектора экономики» из-за его ухода с облигационного рынка: «Ввиду отсутствия альтернатив кредитам любые кризисные ситуации в банковском секторе будут оказывать мультипликативный негативный эффект на реальный сектор, который в таких ситуациях может оказаться отрезанным от финансовых ресурсов».