«Ростех» вернулся на Байкал
Его структура станет инвестором аэропорта Иркутска
В многолетнем проекте развития авиаузла в Иркутске может появиться новый инвестор: губернатор Сергей Левченко заявил об участии в модернизации старого аэропорта структуры «Ростеха» «Рампорт Аэро», уже развивающей аэропорт Жуковский под Москвой. Раньше в регион считали предпочтительным партнером «Новапорт» Романа Троценко, но теперь холдинг называют лишь соинвестором. Источники „Ъ“ считают приход структур «Ростеха» ожидаемым и связывают его с возвращением в иркутскую политику перед выборами в заксобрание региона Сергея Сокола — советника гендиректора госкорпорации Сергея Чемезова.
«Рампорт Аэро» (75% у литовской Avia Solutions Group, 25% — у структуры «Ростеха») выступит соинвестором строительства нового терминала стоимостью 7 млрд руб. в аэропорту Иркутска, сообщило правительство области со ссылкой на заявление губернатора Сергея Левченко. В качестве других соинвесторов указываются «Новапорт» Романа Троценко и АО «Международный аэропорт Иркутск» (подконтрольно региону). Проект выполнят за два года, его «дорожную карту» сейчас согласуют Росавиация и Минтранс. Также будут построены автомобильная развязка, парковка, ангар для самолетов типа МС-21, Boeing 737, Airbus 320. В кулуарах ПМЭФ-2018 господин Левченко уже рассказывал, что «Рампорт Аэро» и «Международный аэропорт Иркутска» создали СП (в «Картотека.Ру» и «СПАРК» такой структуры еще нет).
Модернизация иркутского авиаузла и выбор инвестора обсуждаются с 2014 года. Сначала проект включал реконструкцию аэропорта и строительство нового, затем еще и модернизацию десяти малых аэропортов региона. Основным претендентом регион указывал «Новапорт» Романа Троценко, что вызывало недовольство ФАС и «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, об интересе заявляли и «Аэропорты регионов», входящие в «Ренову» Виктора Вексельберга. Но теперь господа Дерипаска и Вексельберг, как и их ключевые компании, находятся под санкциями США, что ограничивает их инвествозможности.
В «Аэропортах регионов» тем не менее заявили, что проект интересен участникам рынка, в том числе холдингу, поэтому отбор инвестора должен проводиться на «прозрачной и всем понятной конкурсной основе». Глава управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев заявил: «Мы уже предостерегали правительство области от намерений обойти конкурентные процедуры, это может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства». В «Базэл Аэро» и «Рампорт Аэро» „Ъ“ не ответили, в «Новапорте» отказались от комментариев. В «Ростехе» заявили, что рассматривают возможности участия, но решений не приняли: «Говорить о конкретных параметрах участия и деталях пока крайне преждевременно, необходимо детально изучить экономику проекта».
В 2017 году Иркутская область сдвинула сроки ввода в эксплуатацию нового аэропорта в 22 км от города на 2025–2026 годы, поскольку 23 млрд руб. на это бюджет выделит не ранее 2022 года. В конце года министр транспорта региона Артур Сулейменов говорил, что идет работа по возвращению средств в госпрограмму по транспорту. В Минтрансе РФ сообщили, что в федеральном бюджете не предусмотрены средства на аэропорт в Иркутске. Господин Левченко ранее отмечал также, что новый аэропорт будут строить три частных инвестора с 25% в проекте у каждого, блокпакет область оставит за собой. В начале 2018 года сообщалось, что инвестора определят на конкурсе при участии «Иркутскаэроинвеста» «Новапорта», который готовит документацию для конкурса. Сейчас, по словам Сергея Левченко, «Новапорт» остается в проекте модернизации аэропорта и примет участие в его эксплуатации, поскольку у него, в отличие от «Рампорт Аэро», есть огромный опыт по управлению 11 аэропортами (у «Рампорт Аэро» — аэропорт в Жуковском).
Источники „Ъ“, знакомые с ситуацией, называют приход структуры «Ростеха» в аэропорт Иркутска ожидаемым и связывают его с возвращением в политику региона Сергея Сокола. Сейчас господин Сокол — советник главы госкорпорации Сергея Чемезова, а в 2008–2009 годах он был первым заместителем губернатора региона. Сергей Сокол участвует в праймериз «Единой России» перед выборами в заксобрание области и уже заявил о намерении возглавить парламент региона. У «Ростеха» уже были планы на развитие иркутского аэропорта в 2015 году, когда регионом руководил Сергей Ерощенко.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что за исключением отдельных особенностей аэродром Иркутска может принимать основные типы самолетов, но терминалы требуют серьезной модернизации. Оптимальным решением могло бы стать строительство аэровокзала не на месте существующего, где нет площадей, а вдоль Байкальского тракта рядом с грузовым терминалом, но для этого инвесторам придется договариваться с владельцами территории.