«Мир остается прежним: он нуждается в людях, которые кажутся нам сумасшедшими, а потом оказываются правыми»
Олег Басилашвили в проекте ИД «Коммерсантъ»
В прошедший понедельник в рамках проекта «Время театральных легенд» издательский дом «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге устроил вечер встречи с легендой отечественной сцены, выдающимся артистом, человеком, олицетворяющим целую эпоху в театре и кино,— Олегом Басилашвили.
Во внутреннем дворике ресторана «Штакеншнейдер» на Миллионной гости собирались заранее. Это камерное пространство со своим фонтаном, обилием цветов и столиками под открытым небом, не видное с улицы, создавало ощущение некоей уединенности, особого мира и особого праздника. Журчание падающей воды и негромкие блюзы в «живом» исполнении стали звуковым сопровождением, в теплом майском воздухе витали ароматы хорошей еды, темным золотом играл коньяк в фужерах, алые розы в высоких вазах напоминали о бархате театральных лож. Гостями вечера стали генеральные менеджеры, владельцы и представители петербургских компаний, известных в городе и в бизнес-среде,— например, Михаил Ривлин, учредитель и заместитель председателя правления компании «Охта Групп», Дмитрий Симонов, генеральный директор АО «ЛОЭСК», Елена Хантту, руководитель русскоязычного направления Private Banking Evli Bank Finland, Владимир Черников, директор отдела продаж официального дилера Mercedes компании «Авангард», Ольга Команденко, генеральный директор Института красоты СПИК, Амина Тетова, бренд-амбассадор армянского коньяка «Арарат».
Час общения, рукопожатий и улыбок — и гостей пригласили в зал-гостиную, напоминающую небольшой театр со сценой. Ведущей вечера стала народная артистка РФ Ирина Мазуркевич. По традиции подобных встреч, партнеры, поддержавшие это мероприятие, поднимались на сцену, чтобы сказать несколько слов о своей компании и новых проектах, и дарили другим гостям подарки: визитные карточки приглашенных были разыграны как лотерейные билеты. Общение было дружеским и остроумным, все выступавшие оказались немногословны — дескать, не их тут слушать собрались. Официально-неофициальную часть подытожила Ирина Мазуркевич. «Я счастлива присутствовать на этой встрече,— сказала актриса.— Мой муж, Анатолий Равикович, много рассказывал о том, как он работал вместе с Олегом Басилашвили в спектакле “Ужин с дураком”. Я знаю, что Олег Валерианович — потрясающий рассказчик с необыкновенным чувством юмора». И вот под аплодисменты прошел на сцену главный герой вечера — такой знакомый всем в зале, парадоксальным образом присутствующий в жизни каждого из зрителей своими незабываемыми и такими человечными образами в театре и кино. «Палата № 26» — так называется новая книга Олега Басилашвили: «Последнее время я лежу в больницах, нахватался там всего…» А потом он стал читать Маяковского. И знакомые со школы строки обрели неслыханную до этого силу, благородство, мужество и боль. Потом — стихи Евтушенко, Бродского, Пушкина. Тишина в зале стояла удивительная. Вопросы? Похоже, харизма актера, его мастерство, удивительная внутренняя сила совершенно обезоружили людей в зале. Паузой воспользовалась Ирина Мазуркевич: попросила рассказать об учителях. «Когда меня в школе математик спросил, каково отношение катета к гипотенузе, я ответил: приличное», и еще несколько забавных историй из школьной жизни. А вот на вопрос из зала о любимых ролях в кино ответил неожиданно: «Нет таких. Все обман».
«Если человек занимается театральным искусством, он всегда недоволен собой. Только идиот может быть доволен»,— сказал Олег Басилашвили. А селфи назвал болезнью: «Горит Манеж, достояние страны, а они делают на этом фоне селфи». «Читаю ли я художественную литературу? Да, читаю. Больше мне делать-то нечего»,— пошутил герой вечера. Рассказал, что читает Трифонова — «Это о нас написано, обо мне»; Довлатова, Булгакова, Аксенова, которого раньше не очень любил. «Мы живем в эпоху перемен. Но мир остается прежним: он нуждается в людях, которые кажутся нам сумасшедшими, а потом оказываются правыми. Так было с Иисусом Христом… У людей есть тяга к искусству, не к развлекающему, чешущему ниже пупка, а к настоящему искусству»,— сказал Олег Басилашвили в конце встречи. И это прозвучало как манифест.