Сергей Лавров провел разведку миром
Министр впервые встретился с лидером КНДР и призвал США не требовать от него все и сразу
Глава МИД РФ Сергей Лавров в четверг стал первым высокопоставленным российским официальным лицом, встретившимся в Пхеньяне с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Совершив визит незадолго до планируемой встречи между лидерами США и КНДР, глава российской дипломатии призвал Вашингтон и Пхеньян «ощутить меру ответственности» за происходящее. При этом к США господин Лавров обратился с призывом не требовать от КНДР «все и сразу», а двигаться к денуклеаризации Корейского полуострова поэтапно, отвечая уступкой на уступку. С подробностями из Пхеньяна — корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков.
Весенне-летний Пхеньян встретил российского министра активными сельхозработами. От самого аэропорта и до правительственных зданий в центре города шла битва за будущий урожай. Люди в рубашках, пиджаках, блузках и военной форме активно засаживали полезными культурами каждый клочок не занятой асфальтом и бетоном земли. «Я вот постричься пришел, а моей парикмахерши нет: говорят, в отпуске,— поделился с “Ъ” зарисовками из жизни северокорейской столицы один из сотрудников посольства РФ.— Вернется через пару месяцев, загорелая и выполнившая план по посадкам». Сельскохозяйственным энтузиазмом местных жителей заразились и российские дипломаты в Пхеньяне. На территории дипмиссии разбили теплицу, в которой выращиваются огурцы, помидоры и лекарственные растения.
Знакомство с культурными особенностями КНДР у журналистов из российской делегации началось задолго до прибытия в Пхеньян. После оплаты пошлины за визу в КНДР был выдан чек, датированный 107 годом чучхе (со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена). Оформлявший документы сотрудник посольства попросил журналистов не употреблять в материалах термин «Северная Корея» как очень обижающий всех граждан страны.
Согласно законам КНДР, Пхеньян является единственным легитимным центром всего Корейского полуострова, а Южная Корея рассматривается как временно оккупированная американцами и их «марионетками» часть КНДР. Стоит отметить, что Сеул считает КНДР «террористической организацией».
Сергей Лавров прибыл в КНДР впервые за девять лет и провел в столице один, но очень насыщенный день. Первым пунктом программы стало возложение венка к двум циклопическим статуям основателя страны Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира, отца нынешнего главы государства. Расправив ленточку на венке, Сергей Лавров склонился в легком полупоклоне. Как объяснил потом “Ъ” один из собеседников в Пхеньяне, по статусу министр мог этого не делать, но, видимо, решил таким образом выказать уважение принимающей стороне. Жест вежливости себя окупил: до последнего момента не было понятно, примет ли у себя Сергея Лаврова Ким Чен Ын, но в результате северокорейский лидер дал положительный ответ.
Встреча российского министра и Ким Чен Ына состоялась в Павильоне ста цветов, официальной резиденции главы государства. Ким Чен Ын принял гостей достаточно скромно, российскую делегацию из восьми человек встречала пара стоявших у входа охранников, несколько местных журналистов, сам «молодой маршал», его сестра Ким Е Чжон и переводчица. Когда дело дошло до закрытой части переговоров, в зале остались лишь переводчица и глава КНДР. Ким Е Чжон выполняла роль помощницы своего высокопоставленного брата, взволнованно перемещаясь по залам и улыбаясь гостям.
Пожав руку Ким Чен Ыну, Сергей Лавров стал первым высокопоставленным россиянином, сделавшим это с момента прихода Ким Чен Ына к власти в 2011 году. Их встреча имела скорее символический характер.
Символичен был и подарок российской делегации. Сергей Лавров вручил Ким Чен Ыну шкатулку, расписанную в технике палех. «Там есть даже ключик — запирать ваши секретные вещи»,— с улыбкой сказал своему собеседнику российский министр
При этом он пригласил Ким Чен Ына посетить Россию. «Пока рано об этом говорить»,— ответил в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на вопрос журналистов о том, рассматривается ли возможность личной встречи Владимира Путина и Ким Чен Ына.
Большинство же конкретных рабочих вопросов глава МИД РФ обсудил со своим северокорейским коллегой Ли Ён Хо. По итогам переговоров российский министр сразу же заявил, что сотрудничество двух стран пока, к сожалению, ограничивают санкции Совбеза ООН, которые по факту запрещают практически любое торгово-экономическое взаимодействие с КНДР. «Проблемы Корейского полуострова не могут быть решены, пока существуют санкции,— сообщил “Ъ” Сергей Лавров.— Как уж этот вопрос будет решаться, это зависит от искусства переговорщиков, но точно можно сказать, что за один присест его решить не удастся. Должны быть какие-то этапы и должно быть встречное движение».
Тем не менее в этом году две страны отметят 70 лет установления дипломатических отношений, и это событие будет ознаменовано большой программой, в том числе и культурной. Отвечая на вопрос “Ъ”, господин Лавров также добавил, что видит перспективы у проекта строительства железной дороги через весь Корейский полуостров. «За возобновление строительства дороги высказались и президент Южной Кореи, и глава КНДР,— заметил Сергей Лавров.— Эту транскорейскую железную дорогу можно соединить с Транссибом и, таким образом, создать единую магистраль от Кореи до Европы. Мы в этом очень заинтересованы».
Министры не могли не обсудить ситуацию вокруг ядерной программы КНДР в контексте готовящейся встречи Ким Чен Ына и президента США Дональда Трампа. «Мы приветствуем те контакты, которые происходят между Севером и Югом Кореи, между КНДР и США,— заявил Сергей Лавров.— Призываем все стороны ощутить меру ответственности, чтобы не допустить срыва встречи». Глава МИД РФ явно намекал на Дональда Трампа, который 24 мая внезапно отменил будущий саммит лишь для того, чтобы днем позже объявить о возвращении к его подготовке. В четверг в Нью-Йорке прошла встреча госсекретаря США Майка Помпео с зампредом ЦК Трудовой партии КНДР Ким Чен Чхолем. По итогам встречи господин Помпео написал на своей странице в Twitter: «Субстантивные переговоры с командой из КНДР. Мы обсудили наши приоритеты для возможной встречи лидеров». Она, напомним, может пройти 12 июня в Сингапуре. «Не факт, что мы успеем все за одну встречу. Возможно, нам понадобится вторая и третья. А может, не будет ни одной»,— сохранил интригу Дональд Трамп.
По словам Сергея Лаврова, «у руководства России и КНДР единое мнение о необходимости избежать искушения требовать все и сразу» в деле денуклеаризации КНДР. Вашингтон требует от Пхеньяна предоставить для вывоза с территории страны все ракеты и атомные заряды, а также ликвидировать все ядерные объекты. Американцы обещают после этого снять с Северной Кореи санкции и предоставить ей экономическую помощь. Руководство КНДР (и, как заявил Сергей Лавров, России) считает эти требования чрезмерными, полагая, что денуклеаризация должна быть поэтапной и каждый шаг со стороны КНДР должен сопровождаться уступками со стороны США.
Особенно остро стоит вопрос о гарантиях Вашингтона Пхеньяну: Ким Чен Ын не захочет расставаться с ядерными боеголовками, если не будет уверен в том, что защищен от судьбы свергнутых лидеров Ливии и Ирака Муаммара Каддафи и Саддама Хусейна. Сергей Лавров по итогам переговоров в Пхеньяне заявил, что не стал расспрашивать северокорейскую сторону о том, каких гарантий она будет требовать, так как «счел это неделикатным».
Почему КНДР не хочет разоружаться по «ливийскому сценарию»
Первая в истории встреча глав США и КНДР Дональда Трампа и Ким Чен Ына оказалась под угрозой: Пхеньян сильно недоволен высказыванием советника главы Белого дома по национальной безопасности Джона Болтона. Тот недавно заметил, что хотел бы ядерного разоружения КНДР «по ливийскому сценарию», то есть безоговорочную сдачу ядерного оружия без уступок с другой стороны. МИД КНДР увидел в этом угрозу «принудить нашу достойную республику к горькой судьбе Ливии и Ирака». Не исключено, что Джон Болтон сознательно работает на срыв наметившегося переговорного процесса: его личный конфликт с КНДР длится более 15 лет, за которые стороны уже успели многократно назвать друг друга «тиранической диктатурой» и «человеческой плесенью».