УАЗу могут вернуть латиницу
Ульяновский автозавод добился признания прав на товарный знак для экспорта
Роспатент снова рассмотрит заявление ООО «УАЗ» о признании общеизвестной торговой марки UAZ на латинице. Таково решение президиума Суда по интеллектуальным правам, отменившего решение первой инстанции СИП и признавшего решение Роспатента недействительным. Теперь Роспатент должен вынести новое решение с учетом мнения президиума СИП, впрочем, в ведомстве ситуацию не комментируют и о планах обжаловать решение президиума в кассационной инстанции говорить пока отказываются. На УАЗе, отмечая, что защита торговой марки — это бизнес-интерес компании, уверены, что на этот раз Роспатент будет вынужден согласиться.
Ульяновский автомобильный завод (ООО «УАЗ») выиграл в апелляционной инстанции Суда по интеллектуальным правам (СИП), доказав свое право на использование латиницы в товарном знаке. Решение об этом было вынесено президиумом СИП 28 мая (пока на сайте арбитражного суда опубликована только резолютивная часть).
Напомним, ранее УАЗ обращался в Роспатент за признанием общеизвестности в отношении трех своих брендов — знак в написании кириллицей, латиницей и графическое изображение («птичка»). С брендом на кириллице и графическим обозначением Роспатент согласился сразу же, и обозначения уже внесены в реестр общеизвестных товарных знаков, которые, как отмечают на УАЗе, «признаны общеизвестными с 1983 года». Однако в отношении товарного знака на латинице в августе 2017 года Роспатент отказал автозаводу, посчитав, что обозначение на латинице «имело лишь фрагментарное использование».
В сентябре 2017 года УАЗ обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Роспатента в части отказа в признании общеизвестным обозначения на латинице, однако в суде Роспатент настаивал на своем решении, отмечая, что представленные автозаводом документы «не содержат информации о том, что УАЗ занимает существенное положение на рынке в соответствующем секторе экономики» и «сведений, которые бы свидетельствовали о высоком уровне его деятельности по продвижению товаров, маркированных спорным словесным обозначением», а также что «не были представлены материалы, отражающие факты успешной реализации продукции, маркированной обозначением UAZ». Автозавод представил в суд документы и материалы, свидетельствующие об использовании обозначения на латинице еще с 1972 года (участие автомобилей UAZ в ралли в Италии), в том числе публикации прессы, выдержки из документальных фильмов, а также данные социологических опросов.
Тем не менее, СИП первой инстанции пришел к выводу, что «убедительных доводов» УАЗ не представил и оставил требования автозавода без удовлетворения.
Напротив, президиум СИП, рассмотрев апелляционную жалобу УАЗа, решение первой инстанции отменил, признал решение Роспатента недействительным и обязал его повторно рассмотреть заявление УАЗа. Характерно, что для президиума СИП представители УАЗа подготовили ту же самую доказательную базу, что и для первой инстанции.
В ООО «УАЗ» считают, что «признание товарного знака общеизвестным имеет значение в маркетинговой политике, а это уже бизнес-интерес компании». «Ульяновский автомобильный завод под брендом UAZ с 1963 года поставил на экспорт более полумиллиона автомобилей в более чем 80 стран мира, и признание латинского начертания общеизвестным предоставляет компании дополнительные возможности для защиты своих исключительных прав посредством нормы закона, действовать в более широком правовом поле и регулировать использование знака в тех классах товаров, где он не был ранее зарегистрирован», — подчеркивают представители автозавода.
По данным пресс-службы УАЗа, в 2018 году завод рассчитывает поставить на экспорт не менее 10% автомобилей от общего объема продаж бренда, из них более 4 тыс. автомобилей будут отправлены в страны ближнего зарубежья, и более 1,5 тыс. штук — в дальнее зарубежье.
Будет ли Роспатент обжаловать решение президиума СИП в кассационной инстанции, пока неизвестно. Официальный запрос „Ъ“ был оставлен без ответа, неофициально в Роспатенте пояснили, что «пока никаких комментариев дать не могут, для подготовки ответа требуется время».
Юристы же УАЗа уверены, что кассации не будет, и решение президиума СИП «аргументированное, взвешенное и окончательное».