ОПС упало на взлете
Дело о хищениях на Казанском вертолетном заводе дошло до суда
В Татарстане суд рассмотрит уголовное дело о масштабных хищениях на одном из крупнейших авиационных российских предприятий — Казанском вертолетном заводе. По версии следствия, действовало целое организованное преступное сообщество (ОПС), созданное бывшим сотрудником завода Сергеем Токарем. За три года ОПС похитило вертолетные детали на 12 млн руб., большая часть из которых была продана различным компаниям, в том числе за границу. Свою вину господин Токарь не признал, а другие сознались частично.
В Авиастроительный райсуд Казани поступило уголовное дело о хищениях у ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) комплектующих к вертолетам. Об этом сообщила пресс-служба райсуда. Фигурантами дела, объем которого составляет 130 томов, стали десять человек. Отметим, вести процесс будет сам председатель райсуда Раиль Шайдуллин.
В числе обвиняемых — бывший работник КВЗ Сергей Токарь, а также действующие на момент совершения преступлений сотрудники предприятия: жестянщик Айдар Мифтахов, старший мастер цеха Денис Соболевский и мастер цеха Александр Иванов. Все четверо обвиняются в создании преступного сообщества и руководстве им (ч. 1 ст. 210 УК РФ, до 20 лет лишения свободы) и в кражах (ст. 158 УК РФ). Остальным фигурантам, среди которых есть как сотрудники КВЗ, так и безработные, инкриминируют участие в сообществе и также кражи.
«По обвинению, преступной группе в течение длительного периода времени с 2013 по 2016 год беспрепятственно удавалось похищать с территории завода вертолетные изделия и комплектующие к ним в особо крупном размере», — сказано в сообщении райсуда. Следствие полагает, что ОПС за время своей деятельности похитило деталей на общую сумму 12 млн руб.
КВЗ, основанный в 1940 году, — один из крупнейших в РФ производителей вертолетов, входит в холдинг «Вертолеты России» (дочерняя компания «Оборонпрома»). Завод производит вертолеты семейства Ми, в том числе военные по заказу Минобороны РФ, а также легкие вертолеты «Ансат». Вертолеты Ми эксплуатируются более чем в 100 стран мира. В прошлом году сообщалось, что КВЗ первым в России получил сертификат Росавиации на производство гражданских вертолетов.
„Ъ“ стали известны некоторые подробности уголовного дела. Как следует из его материалов, фактическим создателем ОПС стал в 2013 году Сергей Токарь. На момент задержания он значился безработным. У следствия имеются сведения о том, что с 2004 по 2007 год господин Токарь работал на КВЗ слесарем механосборочного цеха, но был уволен за какой-то проступок. По некоторым данным, причиной увольнения стало то, что руководство завода уличило его в воровстве, но не стало тогда доводить инцидент до уголовного преследования. Как сказано в деле, господин Токарь «обладал информацией, что в ходе производства вертолетных деталей и комплектующих к ним надлежащий контроль за расходом исходных материалов и за работой каждого работника не ведется, не налажена автоматическая система учета хранения вертолетных деталей и комплектующих к ним». Этим, полагает следствие, он и решил воспользоваться при создании ОПС, тем более на заводе оставался работать жестянщиком его родственник (также в числе обвиняемых).
«Не позднее 2013 года Токарь разработал преступный план. Изучил рынок сбыта, выискивал лиц и организации, занимающиеся приобретением деталей к вертолетам», — сказано в материалах дела. По версии следствия, господину Токарю удалось завербовать господ Мифтахова, Соболевского и Иванова, которым была отведена роль координаторов в деятельности ОПС. Так, согласно материалам дела, господа Мифтахов и Иванов собирали информацию том, как и где будут изготавливаться конкретные детали вертолетов, имеющие наибольшую ценность, и куда затем их направят. А господин Соболевский, полагает следствие, «организовывал их (деталей. — „Ъ“) сбор в определенном месте (в тайнике на территории КВЗ. — „Ъ“) с последующим незаконным вывозом с территории завода».
Для хищения комплектующих была разработана целая схема. В ходе изготовления одной детали, которая проходит на заводе жесткий контроль, злоумышленники одновременно делали ее дубликат. После того как оригинал проходил отдел технического контроля, участники ОПС брали его номер, чтобы потом присвоить его своей копии. Похищенные детали-дубликаты вывозились, как правило, на автомобиле «Газель» по поддельным документам на квартиры злоумышленников, либо в их гаражи. Как сказано в деле, с помощью похищенных деталей осуществлялась «сборка вертолетных узлов и агрегатов за пределами завода». В гаражах, считает следствие, копии деталей красили, наносили на них номера оригиналов. Также изготавливались копии оригинальных документов, с помощью которых аналоги выдавались за реально произведенные на КВЗ.
По версии следствия, похищенные детали участники ОПС сбывали в российские организации, обслуживающие вертолеты, а часть — перекупщиками. Название организаций не сообщаются. Детали шли в Новосибирск, Тюмень, Краснодарский край, Москву и Московскую область, а Также в Санкт-Петербург. Кроме того, они были поставлены за рубеж в три страны.
ОПС разоблачили в 2016 году. Это была совместная спецоперация, проведенная МВД по Татарстану и региональным УФСБ. В 2017 году глава республиканского МВД Артем Хохорин комментировал разоблачение: «Контрафактные детали из комплектующих КВЗ ставили на вертолеты в России и за границей. Сделками, которые совершались в России, занимаются следователи МВД по РТ, а теми, что за пределами страны, — сотрудники ФСБ». «Выясняем, куда поставлены и где установлены. Потому что это на реально летающей технике, вот большая работа здесь. Больше сорока направлений, куда сбывалось, на сегодня установлено, мы выезжаем в командировки, сличаем на местах, кто покупал, куда покупал. Практика показывает, что те, кто покупал, не конечные потребители», — рассказывал Артем Хохорин.
По данным „Ъ“, господин Токарь в ходе предварительного следствия свою вину не признал. Другие обвиняемые признали вину частично — они согласились с фактами кражи, но все отрицают свою причастность к ОПС.
Вчера в пресс-службе КВЗ сказали „Ъ“, что воздержатся от комментариев до приговора суда.