Депутат потребовал национализации «Иркутскэнерго»
В ответ на предложения собственников компании поднять энерготариф для населения
После того как попавшая под санкции Запада En+ Олега Дерипаски попросила у правительства РФ для спасения алюминиевого бизнеса предпринимателя установить для нее льготы на энергорынке, депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов (КПРФ) предложил передать «Иркутскэнерго» в собственность региона. Напомним, в случае одобрения предложений En+ энерготарифы для населения региона значительно вырастут. Господин Щапов уверен, что жители Иркутской области имеют полное право пользоваться льготной электроэнергией, так как в результате строительства трех ГЭС под воду ушли старинные деревни, могилы предков и сельхозугодья.
Предложение Михаила Щапова передать «Иркутскэнерго» (контролируется En+ Олега Дерипаски) в собственность региона распространила вчера пресс-служба депутата. Оно связано с поступившим недавно в правительство РФ и правительство Иркутской области от En+ списком возможных мер поддержки для энергетической отрасли, которые в итоге могут привести к росту энерготарифов для населения. По данным „Ъ“, свои предложения En+ передала вице-премьеру Дмитрию Козаку 15 мая. В частности, компания просит сократить перекрестное субсидирование в Иркутской области за счет увеличения тарифов на передачу, перенести часть перекрестного субсидирования на всех потребителей ФСК и увеличить тарифы на передачу для прочих потребителей.
«Энергетики выбрали самый легкий для себя путь. Но идти у них на поводу в этом вопросе недопустимо»,— цитирует господина Щапова его пресс-служба. По словам депутата, «ГЭС на Ангаре строили отцы и деды нынешних жителей Иркутской области», и «эти стройки унесли сотни жизней».
Также он напоминает, что в результате заполнения водохранилищ «под воду ушли десятки старинных деревень, могилы предков». «Региону нанесен огромный экономический ущерб: потеряны лучшие сельхозугодья, разрушаются от эрозии берега водохранилищ, изменился климат. Жители Приангарья имеют полное право пользоваться электро энергией на льготных условиях»,— заявил господин Щапов. Депутат призвал «наложить категорический запрет» на пересмотр тарифов «в интересах структур Олега Дерипаски». Также он напомнил, что в 1990-е годы энергетики платили в бюджет ренту за пользование природными ресурсами и предложил вернуться к этой схеме.
„Ъ“ Михаил Щапов заявил, что контрольный пакет акций «Иркутскэнерго» мог бы выкупить ФГУП, а затем передать его в собственность области. При этом депутат подчеркнул, что сделка должна произойти «по справедливой цене — близкой к той, по которой в свое время был приватизирован 40-процентный госпакет акций энергокомпании, который находился в совместной собственности федерации и региона». «В начале 2000-х федеральный центр забрал этот пакет полностью, затем его передавали „Интер РАО ЕЭС“, а потом и вовсе продали структурам En+»,— напомнил депутат. По его мнению, было бы логично вернуть его в единоличную собственность региона, так как «совместный опыт управления оказался не очень удачным для области». Также господин Щапов сказал „Ъ“, что пока переговоры Олега Дерипаски с властными структурами ему напоминают шантаж возможными сокращениями на предприятиях, безработицей. «Если вы хотите поддержки государства, то что вы готовы дать взамен?»,— добавил господин Щапов.
В En+ „Ъ“ сначала пообещали прокомментировать заявление Михаила Щапова, а в итоге еще раз прислали релиз, разосланный в СМИ днем ранее. В нем говорилось, что закрытие алюминиевых заводов сильно снизит объем энергопотребления в Сибири и приведет к рискам работы энергосистемы.
О возможном переходе в государственную собственность активов господина Дерипаски в начале этой недели говорил и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. «Мы обсуждали тему национализации алюминиевой или энергетической отрасли с Олегом Владимировичем, и он такого варианта не исключает»,— сказал господин Левченко. Губернатор отметил, что тот вариант решения проблем алюминиевых заводов, который предложили энергетики, «пока нас не устраивает». При этом он добавил, что это совсем не значит, что «мы должны спокойно взирать на то, как „Русал“ будет в одиночку искать пути выхода из этой ситуации».