Вляпались все
Виктор Лошак — о последствиях «убийства» Аркадия Бабченко
Одна из главных тем этой недели — инсценировка убийства журналиста Аркадия Бабченко. Уже четвертый день СМИ, блогеры и пользователи соцсетей обсуждают детали нашумевшей спецоперации СБУ. Виктор Лошак отмечает: политика в этом деле отошла на второй план, зато история негативно отразилась на журналистике в целом и журналистах.
Обычно на радио «Коммерсантъ FM» я выступаю по четвергам, но вчера был вынужден снять свой комментарий — СБУ обманула и меня. Впрочем, говорил я не только о Бабченко, но и о бездарности этой организации, которая с июля 2016 года не смогла найти убийц нашего коллеги Павла Шеремета, хотя журналисты-расследователи обнаружили и съемку парочки, подкладывавшей бомбу в машину Павла, и проследили их путь по ночному Киеву.
Парадоксальным образом спасение Бабченко собственной жизни нанесло колоссальный урон профессии, которой я, например, занимаюсь всю жизнь. Когда погибнет следующий журналист, общество будет относиться к случившемуся куда сдержаннее и подозрительнее. «Мировая скорбь вляпалась в дерьмо» — так назвал свой комментарий в МК Александр Минкин, и с ним нельзя не согласиться. Похоже, что туда же вляпалась и украинская власть, и сам Аркадий. Журналист-неудачник, чьей площадкой оставался разве что Facebook, вдруг почувствовал себя королем профессии.
Не очень понятно, что такого он написал и сделал, чтобы большая страна, за которую он, кстати, воевал в Чечне, всеми своими силами охотилась за ним.
В чем сам Бабченко не сомневается. Репортер и с меньшим опытом мог бы понять, что теперь каждое написанное им слово будет читаться, как инспирированное украинской спецслужбой.
«Вляпались» не только коллеги, естественно прореагировавшие на смерть, но и, что самое интересное, сами украинские политики. Так как в этой стране все вроде поддерживают президента и одновременно все же борются за власть, то уж по такому поводу отстрелялся каждый мало-мальски значимый политик — тут и премьер Гройсман, и министр иностранных дел Климкин, и многие другие…
Все обращают внимание на схожесть «дела Бабченко» с «делом Скрипаля». Раз обвинение России прошло без предъявления аргументов в Лондоне, почему бы не пройти и в Киеве? А Киев, замечу, поднимает градус: комментируя ситуацию телеканалу «Дождь», спикер МВД Антон Геращенко почти впрямую увязал операцию против Бабченко с российским президентом. Интересно, знает ли Путин о существовании Аркадия? Аналогия с событиями в Солсбери имеет и обратную сторону: СБУ должна во что бы то ни стало доказать то, что пока, видимо, доказать не в силах: связь киллера или заказчика с ФСБ. На вброшенном СБУ ролике «якобы киллер» считает «якобы деньги», но это еще ничего пока не доказывает. Окажись политический замах в Киеве копеечным — и дело в Солсбери начинает выглядеть так же.
Нельзя не обратить внимание, что дело Бабченко представляется одним из звеньев новой наступательной политики Украины, так полезной президенту Порошенко накануне выборов. Тут и риторика, и преследование «Газпрома» в Европе, и выводы следственной группы по майлазийскому Boeing, и перевод на Россию всех и всяческих политических стрелок.
Наша же власть так увязла в Украине, что вынуждена пропускать удары без ответа.
Если не считать ответом истерику пропагандистов в телевизоре. Кстати, дело Бабченко еще и показывает, что в смысле одурачивания населения Украина уже обогнала всех своих политических соперников и недоброжелателей.