Правительство разнородного единства
Новые министры Италии: наполовину профессионалы, наполовину профессора
В Италии в пятницу было приведено к присяге правительство во главе с профессором флорентийского университета Джузеппе Конте, выдвинутым на этот пост правой «Лигой» и популистским движением «Пять звезд». Уже на следующей неделе новому премьеру Италии предстоит отстаивать на саммите G7 взгляды двух партий, еще недавно выглядевших политическими аутсайдерами. Среди их тезисов — отмена антироссийских санкций, которые, как считают сторонники «Лиги» и «Пяти звезд», наносят ущерб экономике Италии. Впрочем, уже сейчас риторика победителей заметно смягчилась: например, о прежних планах выхода из еврозоны они предпочитают не вспоминать.
«Правительство перемен», как называют его лидеры «Лиги» и «Пяти звезд» Маттео Сальвини и Луиджи Ди Майо, рождалось в муках. В воскресенье Джузеппе Конте вернул президенту Серджо Маттарелле мандат на формирование кабинета министров. Причиной стали разногласия по поводу кандидатуры на пост министра экономики, президента категорически не устроил евроскептик Паоло Савона, разработавший план выхода Италии из еврозоны. Затем сформировать кабинет министров — на этот раз технический — было поручено экономисту Карло Коттарелли. Но вскоре выяснилось, что члены парламента правительство Коттарелли не поддержат, в результате чего оно должно будет моментально подать в отставку и вести страну к новым парламентским выборам. Все это, включая предполагаемую дату всенародного голосования — 28 июля, когда большинство итальянцев находятся в отпусках, не внушало оптимизма, в том числе и рынкам. Международное рейтинговое агентство Moody`s объявило о решении поместить долгосрочный рейтинг Италии Baa2 на пересмотр с возможностью снижения, а спреды в доходности итальянских и немецких десятилетних облигаций превысили угрожающую отметку в 300 пунктов, достигнув максимума с 2013 года.
На этом фоне было решено вернуться к попыткам сформировать коалиционный кабинет «Лиги» и «Пяти звезд». Проблему удалось решить благодаря компромиссному решению по министру экономики. Вместо Паоло Савоны эта должность досталась профессору экономики университета Тор Вергата (Рим) Джованни Триа. Хотя, как утверждают источники “Ъ”, кандидатуру господина Триа предложил все тот же Паоло Савона, новый министр гораздо менее критично настроен по отношению к евро.
«Выходить из еврозоны не стоит. Европа должна быть изменена изнутри»,— считает экономист.
Скептически он относится к введению единого подоходного налога и безусловного дохода, а также отмене принятой ранее пенсионной реформы. Напомним, что эти пункты в программах «Лиги» и «Пяти звезд» были ключевыми и при этом (в силу отсутствия бюджетного покрытия) самыми настораживающими.
Вместе с тем важным условием формирования нового кабинета было присутствие в нем Паоло Савоны. В итоге экономист занял пост министра по делам ЕС. Впрочем, эксперты не сочли это антиевропейским выпадом: по большей части это техническая должность, а занимающий ее человек обычно находится в тени министра иностранных дел. А им стал убежденный европеист и опытный дипломат Энцо Моаверо Миланези, который в 2011–2014 годах как раз занимал пост министра по делам ЕС.
Итальянская версия интернет-издания Huffington Post называет назначение господина Моаверо Миланези, имеющего хорошую репутацию в европейских структурах, «хорошей визитной карточкой для популистского правительства». Источники “Ъ” в кругах, близких к администрации президента, предполагают, что кандидатура политика появилась не без влияния Серджо Маттареллы.
По уже сложившейся традиции пост министра обороны достался женщине — Элизабетте Тренте.
Она кадровая сотрудница министерства, владеет четырьмя языками, в том числе и русским.
Как подчеркнул, представляя свой кабинет, Джузеппе Конте, «плечом к плечу с ним» будут вице-премьеры Маттео Сальвини (получил портфель главы МВД) и Луиджи Ди Майо (возглавил не существовавшее прежде Министерство труда и экономразвития). Важен и пост статс-секретаря, который достался «правой руке» Маттео Сальвини, опытному правому политику Джанкарло Джорджетти. Близкие к правительству источники “Ъ” уверены, что его миссией будет «направлять и подправлять» Джузеппе Конте, не имеющего административного и политического опыта.
Таким образом, к своему национальному празднику (2 июня отмечается День республики) Италия получила правительство. Многие выдохнули с облегчением, так как при ином раскладе день был бы отмечен массовыми демонстрациями протеста «пятизвездочников». Вместе с тем эксперты не скрывают тревоги по поводу того, как поведет себя кабинет, сформированный популистскими (и до сих пор антисистемными) партиями. Несмотря на последние заверения победивших политиков о том, что они не собираются выводить Италию ни из еврозоны, ни из ЕС, за «Лигой» и движением «Пять звезд» все же тянется шлейф репутации евроскептиков. На вопрос о том, насколько далеко намеревается и способно зайти на этом пути «правительство перемен», ответа пока нет.
Впрочем, международные «смотрины» для членов сформированного кабинета министров начнутся совсем скоро — сначала на саммите G7 7–9 июня, затем 29 июня на встрече глав государств и правительств стран-членов ЕС и потом 11–12 июля на саммите НАТО. Для премьера Конте участие в этих форумах станет первой возможностью начать более настойчиво защищать интересы Италии — как это ранее не раз обещали делать лидеры «Лиги» и «Пяти звезд». Относится это и к приближающейся дате очередного продления европейских санкций в отношении России (в марте ограничительные меры в отношении 150 человек и 38 организаций из-за ситуации вокруг Украины были продлены до 15 сентября). Маттео Сальвини и Луиджи Ди Майо не раз говорили, что санкции наносят ущерб всем — и в первую очередь самой Италии.
Президент исследовательского центра Vision & Global Trends Тиберио Грациани заявил “Ъ”: для успеха переговоров итальянского правительства со своими коллегами из других стран по этому вопросу необходима сильная и авторитетная фигура на посту главы правительства, а также сильные главы МИДа и Минэкономразвития. При этом основные надежды эксперт возложил на деятельность Маттео Сальвини, который сразу после мартовских выборов пообещал в разговоре с “Ъ”: «Наш голос будет другим, нежели он был до сих пор».