У начальника следствия перспектива подследствия

Подал рапорт об отставке глава ГСУ СКР по Москве Александр Дрыманов

Вчера стало известно о том, что начальник ГСУ СКР по Москве Александр Дрыманов подал рапорт об отставке. Свое решение он мотивировал желанием выйти на пенсию по выслуге лет, однако источники “Ъ” убеждены, что генерала «подтолкнули к выходу» сотрудники ФСБ, заподозрившие его в коррупции. Если рапорт будет принят, господин Дрыманов лишится статуса спецсубъекта и поддержки главы СКР Александра Бастрыкина, что позволит ФСБ вплотную заняться им. Впрочем, стороны заранее могли договориться, что освобождение от должности станет своего рода платой за свободу.

Начальник ГСУ СКР по Москве Александр Дрыманов

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Официально ни сам генерал-майор Дрыманов, ни представители Следственного комитета России предстоящую отставку не комментировали. Между тем вчера, как утверждают источники “Ъ”, на совещании в ГСУ СКР по Москве руководитель главка сообщил подчиненным, что он подал рапорт на имя президента Путина, объяснив свое решение усталостью и желанием выйти на пенсию в связи с достижением необходимой 20-летней выслуги.

Между тем близкие к Александру Дрыманову источники “Ъ” утверждают, что 49-летний энергичный и физически крепкий генерал, профессионал следственного дела, мог бы работать и дальше, претендуя при этом на самые высокие посты в системе СКР. К выходу же его, можно сказать, подтолкнули сотрудники следственного и антикоррупционного управлений «М» ФСБ РФ.

Генерал Дрыманов попал в разработку чекистов вскоре после криминальной разборки, произошедшей в декабре 2015 года возле ресторана Elements в Москве. Тогда по обвинению в вымогательстве был арестован близкий к вору в законе Захарию Калашову (Шакро Молодой) криминальный авторитет Андрей Кочуйков (Итальянец). ГСУ СКР инкриминировало ему вымогательство (ст. 163 УК РФ), а через полгода переквалифицировало обвинение на более мягкую ст. 330 УК РФ (самоуправство) и выпустило его из СИЗО.

Однако Кочуйкова задержали сотрудники управления «М» ФСБ, которые, как выяснилось позже, негласно контролировали весь ход расследования в столичном ГСУ СКР. Уже следственным управлением ФСБ было установлено, что за досрочное освобождение Итальянца Захарий Калашов передал через посредников две крупных взятки.

Первую в размере €500 тыс. получил начальник главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаил Максименко за «общее покровительство» проводимому в ГСУ СКР по Москве расследованию.

Вторую в размере $1 млн, по версии ФСБ, представители Шакро занесли тому же господину Максименко, однако этот транш предназначался уже руководству столичного главка, в котором должны были приниматься конкретные решения по делу.

Обстоятельства взятки №2 пока еще расследуются чекистами, однако, согласно показаниям бывшего первого замначальника ГСУ СКР по Москве Дениса Никандрова, находящегося под следствием, и других фигурантов, генерал Дрыманов якобы имел к ней самое непосредственное отношение.

По версии чекистов, 27 апреля 2016 года посредник, получивший от Шакро $1 млн, взял свои «комиссионные» в размере $200 тыс. и отдал столько же тогдашнему начальнику следственного управления по Центральному округу Москвы Алексею Крамаренко прямо в главном офисе столичного ГСУ на Новом Арбате. На следующий день посредник посетил уже офис главка межведомственного взаимодействия СКР на Щербаковской улице, в котором передал оставшуюся сумму Михаилу Максименко. Тот, как следует из материалов дела, встретившись с Александром Дрымановым на пересечении улиц Волхонки и Знаменки, передал ему уже $400 тыс. Генерал, в свою очередь, считают в ФСБ, разделил эту сумму поровну с генералом Никандровым. Последний сообщил, что это происходило в кабинете главы ГСУ СКР по Москве.

Впоследствии, по показаниям все того же генерала Никандрова, Александр Дрыманов поручил ему «курировать уголовное дело о вымогательстве» вопреки заведенному ранее порядку распределения обязанностей между заместителями. Господин Никандров, используя свои властные полномочия в главке, добился от подчиненных переквалификации дела и освобождения Итальянца.

Отметим, что в процессе расследования чекистам удалось задержать, обвинить в получении взяток и добиться арестов всех участников коррупционных схем из числа сотрудников СКР за исключением Александра Дрыманова. Возбудить уголовное дело в отношении главы ГСУ СКР по закону мог только председатель СКР, но Александр Бастрыкин посчитал собранные против своего давнего соратника улики недостаточными.

Тогда чекисты начали подбираться к генералу окольными путями. Так, например, его имя, должность и предполагаемая роль в преступлениях были подробно изложены в материалах уголовного дела о первой взятке, к которой господин Дрыманов отношения не имел. Эти сведения затем были оглашены представителем Генпрокуратуры в суде над Михаилом Максименко (получил 13 лет заключения). Александр Дрыманов тогда по собственной инициативе приехал в суд, чтобы заявить о своей непричастности к коррупции. Он отметил, что стал жертвой оговора со стороны своего зама, который сначала «сам себе срок с пола поднял», а теперь пытается любыми способами облегчить собственную участь.

Если генерала Дрыманова отправят на пенсию, ФСБ может активизировать следственные действия в отношении лишившегося защиты своего руководства и статуса спецсубъекта отставника. Впрочем, увольнение главы столичного ГСУ могло быть как раз предметом торга между двумя ведомствами — в этом случае авторитетный генерал, под руководством которого, в частности, расследовались события в Южной Осетии, Приднестровье и на юго-востоке Украины, получит возможность уйти на заслуженный и спокойный отдых.

Сергей Машкин

Фотогалерея

Кто есть кто в деле о взятках в СКР

Смотреть

Вся лента